Руководитель Эрмитажа Михаил Пиотровский в рамках культурного конгресса провел в Ульяновске четыре дня. На различных мероприятиях говорил о наследии Карамзина и музейном деле, а завершил визит публичной лекцией, на которой рассказал о важнейшей роли культуры в модернизации страны и сообщил, на каких условиях шедевры Эрмитажа могут попасть в Ульяновск.
Рецепты модернизации от Карамзина до Ленина
Так как конгресс был посвящен теме модернизации, Михаил Пиотровский не смог обойти ее в своей лекции. Модернизацию, пояснил эксперт, надо воспринимать как часть культуры, а не наоборот. Поэтому модернизация никогда не делается без участия интеллигенции.
В связи с этим гость начал лекцию с приятного для Ульяновска: напомнил, что два известных интеллигентауроженца нашего края были связаны с модернизационными процессами, уже проходившими в стране.
Это, по словам Михаила Борисовича, Карамзин и Ленин. Выбранные ими пути для модернизации России кардинально различались: «Карамзин – это человек, который участвовал в одной из русских модернизаций, модернизации Александра I, в результате которой мы победили французов. Ленин был рычагом следующей модернизации, условно говоря, в результате которой мы победили фашистскую Германию. Оба они посетили Запад, освоили западную культуру. Но если Карамзин поехал в Европу в годы французской революции и вернулся с глубоким отрицанием идеи революции, то Ленин, освоив западную культуру, наоборот, решил, что революция – это то, что нам нужно.
Карамзин решил, что его долг писателя, литератора, интеллигента учить власть. И его «История государства Российского», и записки, которые он писал, и вся его деятельность – это некое обучение тех, кто властвует. В первую очередь, формирование национального русского самосознания.
У Ленина – другая история. Он решил, что власть нужно взять. И по существу мы имели власть не рабочих и крестьян, а власть интеллигентов со всеми вытекающими отсюда результатами».
Наследие неудобное, но свое
По мнению Михаила Пиотровского, называть культуру отраслью, а ее работу, в частности, работу музеев оказанием услуг, ошибочно. Задача, стоящая перед музеями, гораздо глобальнее: «Это не услуга, это государственная функция сохранения национальной памяти… Музей – важнейшая институция, которая сохраняет память. Музей – это национальная память, и память – это жизнь. Человек, если помнит, он живет. Если он живет физически, но не помнит, он уже не совсем человек – растение.
Музей – он воспитатель. Прежде всего он воспитывает чувство собственного исторического достоинства. У нас очень богатая история с белыми, черными, красными, зелеными, разными страницами. Но все это – наша история, воспринимать мы ее должны так, как есть. Знать ее уроки, но не посыпать себе голову пеплом, вспоминая одни события, и не возгорждаться по поводу других событий».
В этом смысле Пиотровский положительно отметил пример Ульяновска с сохранением музея Ленинского мемориала с его изначальной функцией, несмотря на споры вокруг значения наследия Ленина: «Надо исходить из того, что вся наша история – наше наследие. Оно может быть неудобным, но оно есть, и его надо хранить».
Также гость высоко оценил проделанную в Ульяновске работу по сохранению старого города в связис созданием заповедника «Родина Ленина». Именно появление музейного пространства, отметил он, помогло сохранить эту часть города и придать его существованию глубокий смысл.
А вот к оснащению областных музеев у эксперта остались вопросы.
Когда Михаила Борисовича спросили, появится ли возможность увидеть в Ульяновске вещи из коллекций Эрмитажа, он сообщил, что для приезда сокровищ музея в наш город нужны две вещи – желание власти и выполнение 200 условий.
200 условий – это требования, которые Эрмитаж предъявляет к условиям перевозки экспонирования в регионе. По словам Пиотровского, благодаря этому списку в ряде регионов России, которые захотели увидеть предметы из коллекции Эрмитажа, уже были модернизированы музеи.
Желание региональной власти сотрудничать с Эрмитажем есть, осталось добавить решимости в финансировании культуры, чтобы выполнить эти 200 требований.
Лидия Пехтерева
В. Каменев
М.Б. Пиотровский – это главное событие конгресса, для меня. Один его приезд уже оправдывает все понесенные затраты: ведь можно было вблизи видеть и слышать его. Человек удивительной культуры, и ума. Нам стоит глубоко задуматься над тем, что он сказал.