Если до сих пор о проблемах, возникающих у людей с энергосберегающими лампами, мы писали как бы теоретически, то теперь рассказываем на конкретном примере.

Житель нового города Павел Синицкий поддался искушению и купил-таки себе домой эти лампы – люминесцентные, то есть с парами ртути внутри.

По какой цене, не говорит. Купил он их недавно, но две штуки уже перегорели, и Павел оказался перед вопросом, куда перегоревшие устройства деть. Мог бы, по его словам, как все – выбросить в мусоропровод, но ртуть ядовита, и швырнуть лампочки в этот «колодец» рука не поднимается.

Решил попробовать поступить цивилизованно и сдать «энергосбережение» в специальную утилизацию.

Где в городе такие пункты, однако, не знал и написал письмо в мэрию Ульяновска, в котором изложил суть проблемы. Из мэрии, как ни странно, пришел ответ. В нем сообщалось, что «в настоящее время в процессе замены ламп накаливания на более экономичные источники освещения, к которым относятся люминесцентные энергосберегающие лампы, возник вопрос их массового сбора и утилизации. В соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов люминесцентные лампы, а также устройства и приборы, потерявшие потребительские свойства и содержащие ртуть, ртутные изделия, ртутьсодержащие трубки, ртутные вентили и термометры, отработанные и брак, относятся к ртутьсодержащим отходам».

В этой части ответа содержалось то, что Синицкий, собственно, и сам знал – лампы требуют специальной утилизации. Дальше в письме мэрии говорится: «Модель организации сбора и оплаты расходов по обезвреживанию ртутьсодержащих отходов от населения в настоящее время не проработана», что среди прочего означает, что в мусоропроводы Ульяновска многие годы выбрасываются не только такие лампы, но и термометры, и все прочее, отравляя на многие дни помещение как самих мусоропроводов (шахты), так и подъездов, да, вероятно, и квартир.

В письме Синицкому назвали адреса четырех ульяновских фирм, которые принимают ртутьсодержащие отходы на утилизацию. Три из них расположены в правобережье, одна – в Заволжье, за железнодорожной линией, в районе «Арсенала».

Павел Синицкий обзвонил все четыре. В двух правобережных ему сказали, что с физическими лицами не работают, только с юридическими, и партия при этом должна быть не меньше, чем на 10 тысяч (услуга по утилизации платная). В заволжской ответили, что лампы примут, и стоить это будет 11 рублей за каждую, и привезти их нужно к ним самому.

В фирме, расположенной на Московском шоссе, сообщили, что с физлицами не работают, но лампы в виде исключения примут, «если привезете их на Московское шоссе».

«Нетрудно догадаться, – говорит Павел, – о нешуточной борьбе, которую ведут в моем сознании мусоропровод и два последних варианта, но в целях эксперимента я все-таки раздумываю съездить из нового города на Московскоешоссе для сдачи этих двух ламп». И добавляет: «Ситуация, конечно, банальная. Выводов можно сделать много. Тот, что что-то в нашем королевстве не так, уже навяз в зубах, но тем не менее делать-то что-то надо».

Мы в своих статьях открыто советуем людям не связываться ни с какими энергосберегающими лампами и не наживать себе лишних проблем.

Вы ничего с ними не сэкономите – в деньгах, по крайней мере. Наоборот.

Эти лампы, как и все сегодня, – брак, проработают не дольше старых добрых лампочек накаливания, и на замену придется тратить куда больше средств, чем на замену традиционных ламп. Копеечная экономия на киловатт-часах обернется расходами в сотни рублей на обновление вашего лампового арсенала. Плюс эти муки с тем, куда девать перегоревшие устройства, о которых «СК» рассказал Павел Синицкий. Энергосбережение в том варианте, который предложен россиянам властью, не больше, чем очередная глупая затея, не мотивированная никакой практической целью. Разве той только, что планируют вытащить из народного кармана еще больше денег.

Андрей Семенов