Единогласно в понедельник члены областного правительства поддержали намерение Росатома построить на территории НИИАРа новый экспериментальный ядерный реактор.
С появлением реактора, указывают авторы проекта, НИИАР как площадка для исследований в области атомных технологий получит востребованность до 2070 года. Но димитровградские и казанские организации, борющиеся за отказ от ядерных технологий, предупреждают о высокой опасности нового реактора. На их замечания ни инициаторы строительства, ни областные власти официально не реагируют.
Декларация о намерениях инвестирования в строительство многоцелевого исследовательского реактора на быстрых нейтронах (МБИР) была согласована на этой неделе членами регионального правительства. МБИР на территории НИИАРа планирует построить Росатом по федеральной программе «Ядерные энерготехнологии нового поколения». В строительство должно быть вложено более 16 миллиардов рублей, в том числе 14 миллиардов на объект направит федеральный бюджет.
Планируется, что после проработки всей документации строительство будет идти в 2013-2018 годах, пуско-наладочные работы придутся на 2018-2019 годы, а в 2020 году состоится ввод в эксплуатацию первой очереди реактора.
Перед представлением Декларации на заседание облправительства ее изучило и согласовало областное министерство строительства. По информации министра Михаила Шканова, необходима комплексная реконструкция НИИАРа.
Она предусматривает замену действующего экспериментального реактора БОР-60 на установку нового поколения. Такой установкой и должен стать МБИР.
Первый заместитель гендиректора НИИАРа Михаил Святкин объяснил, что энергетическая стратегия России до 2030 года предусматривает увеличение доли выработки электроэнергии в стране на атомных станциях до 20 процентов.
Произойти этот рост должен за счет применения новых технологий в атомной энергетике. Для их разработки и необходим МБИР. Действующий сейчас в НИИАРе экспериментальный реактор БОР-60 в ближайшие несколько лет морально устареет и будет выведен из эксплуатации.
Кроме того, Росатом рассчитывает привлечь к работе на МБИР специалистов из других стран. Таким образом Димитровград может стать одним из международных исследовательских центров в отрасли атомной энергетики.
Используемые в МБИР технологии, рассчитывают в НИИАРе, будут востребованы, как минимум, до 2070 года.
По информации Михаила Шканова, санитарно-защитная зона для нового реактора установлена радиусом в пять километров. По словам Михаила Святкина, установка будет рассчитана на землетрясения в 6-7 баллов, а сверху ее накроют железобетонным сооружением для защиты от возможного падения самолета. Реактор относится к сооружениям второй категории опасности, объяснил Святкин, при аварии радиация не должна распространиться дальше санитарной зоны.
С оптимистичными заявлениями о безопасности МБИР не согласны димитровградские и казанские общественники, объединившиеся в инициативную группу «За безъядерное Поволжье». Со своими аргументами против, сообщил руководитель димитровградского Центра содействия гражданским инициативам Михаил Пискунов, группа выступила на общественных слушаниях по проекту строительства МБИР. Слушания прошли в Димитровграде в конце августа. В них участвовало около 200 человек, против строительства высказались менее десятиэто участники той самой инициативной группы.
По данным группы «За безъядерное Поволжье», высокую опасность представляет плутоний-239, который предполагается использовать в составе топлива для МБИР. При этом необходимый объем натриевого теплоносителя составит около 70 кубометров, что очень много. «Использование в реакторе большого объема натрия, а в качестве топлива – плутония создает такие условия, при которых в случае запроектной аварии на МБИР, например, при взрыве, Димитровград может на многие годы превратиться в мертвый город. Серьезно могут пострадать и другие близлежащие города Среднего Поволжья», – указывают общественники.
Кроме того, инициативная группа опровергает аргументы об имеющемся в стране опыте безопасной эксплуатации реакторов на быстрых нейтронах. По ее данным, в первый период эксплуатации реактора БОР-60 на НИИАРе возникало до 20 незапланированных остановок в год, а во время эксплуатации промышленного энергоблока с реактором БН-600 на Белоярской АЭС из-за частых сбоев в технологическом процессе и загрязнения окружающей среды с 8 до 30 километров была расширена санитарно-защитная зона. Таким образом, полагают общественники, и защитную зону МБИР при эксплуатации потребуется увеличить до 10-15 километров, а это предусматривает отселение жителей Димитровграда.
Возражения против МБИР с предложением отказаться от проекта были переданы организаторам слушаний, рассказал Михаил Пискунов. Но какой-либо реакции на переданную информацию не последовало. На заседании облправительства об этих замечаниях речи также не было.
МБИР – один из нескольких новых ядерных объектов, которые планируется разместить на НИИАРе или рядом в рамках создания в нашей области ядерно-инновационного кластера. Кроме Центра медицинской радиологии, предусматриваются строительство опытной АЭС со свинцово-висмутовым быстрым реактором и создание пункта захоронения радиоактивных отходов объемом до двухсот тысяч кубометров. Проект АЭС, как и МБИР, уже прошел общественные слушания и был одобрен облправительством. Вопрос о создании пункта захоронения отходов, согласно планам, должен быть вынесен на общественные слушания в Димитровграде до конца этого года.
Лидия Пехтерева