На днях в редакцию пришло письмо от наших читателей из. небольшого села Канабеевка Вешкаймско-го района. Недавно село отметило своё 295-летие, однако его жители уверены, что до 300-летия Канабеевка не доживёт: «Для этого созданы все условия», – пишут читатели «Молодёжки». Письмо настолько тронуло журналистов газеты, что мы решили отправиться в Канабеевку и своими глазами увидеть, как и отчего умирает село.

Затерянные
Выехав ранним субботним утром из Ульяновска, в пункте назначения мы оказались лишь к полудню. А всё благодаря сельским дорогам, которые и дорогами-то назвать язык не поворачивается – одни ямы и ухабы. Наш водитель опасался, что редакционный автомобиль распрощается на такой трассе со всеми колёсами. Да и саму Канабеевку мы чуть было не проехали – по дороге нам нигде не попалось ни таблички, ни указателя с названием села. И всё же, интуитивно свернув в нужном направлении, мы попали в Канабеевку и прямиком на… похороны. В селе скончался пенсионер. Не зная, что к ним приехали из газеты, первый вопрос, который задали нашим журналистам местные жители: «Вы гроб привезли?»…
– Одни пожилые и остались… – вздыхают селяне. – Работы здесь нет, выжить без пенсии в селе просто невозможно…
А ведь всего каких-то_полтора десятилетия назад Канабеевка была большим и процветающим селом. Местный колхоз насчитывал полторы тысячи голов скота, обширные угодья засевались рожью, пшеницей, гречкой и кукурузой. Сейчас же от всего этого величия не осталось и следа: колхоз развалился, а оставшиеся от него заброшенные строения буквально разбирают по кирпичику. На полях, которые сегодня покрыты бурьяном, растут разве что сосенки и кустарник. А оказавшиеся в результате развала колхоза без работы и без. средств к существованию селяне устремились в райцентр и Ульяновск. И сейчас чуть ли не половина домов в Ка-набеевке пустуют.
– У меня дети в соседнем доме жили, – говорит Татьяна Кандакова. – Все в Ульяновск уехали. Наши ребята, заканчивая в областном центре колледжи или вузы, в городе и остаются. Может, и хотели бы они вернуться в родное село, но работать здесь негде…

Вымирание
Раньше мимо Канабеевки каждый день проходил рейсовый автобус в райцентр, но это, видимо, было невыгодно, и его, как у нас водится, «оптимизировали». Сейчас автобус ходит лишь по четвергам, а простые люди с их нуждами и проблемами -не в счёт. – Мы не успеваем ни в поликлинику съездить, ни ещё куда-то, – жалуются сельчане. – Приходится нанимать за 500 рублей такси. А пенсии у нас и так невысокие!
Через Канабеевку перестала проезжать и маршрутка, курсирующая между Вешкаймой и Ульяновском – перевозчики вили, что они просто не желают гробить свой транспорт на разбитых дорогах! Правда, неделю назад маршрут возобновили, но надолго ли? Кроме того, в селе закрылись единственный магазин и медпункт. Каждый месяц к сельчанам приезжает врач и осматривает их, но, конечно, работу полноценного медпункта это не заменит. Слава богу, время от времени в Канабеевку заезжают торговцы продуктами. Особенно люди благодарны женщине по имени Рая, у которой, по словам жителей, всегда очень низкие цены.
Сейчас, с наступлением осенней распутицы на и без того разбитых дорогах, канабеевцы, не рассчитывая на заезжих продавцов, стараются запастись продуктами на всю зиму. Нам как городским жителям очень непривычно было видеть, как покупают, например, мешок макарон. «Здесь иначе пропадёшь…» – заметив наше замешательство, поясняют сельчане.
Многие жители Канабеевки считают, что их село, как и сотни других по всей области, уничтожают специально – мол, невыгодно на него тратиться. Местные часто вспоминают ныне покойного дядю Пашу, который вопрошал к властям: «Что вы нас мучаете? Выставите всех на дорогу да расстреляйте!». Лишь редкие «оптимисты» верят, что Канабеевка ещё способна возродиться, и стараются поддерживать общественную жизнь в родном селе. По-прежнему работает клуб, где для селян худо-бедно устраиваются праздники.
– Помню, какой у нас храм огромный был, каменный, – говорит Анна Михайловна Глебова, разменявшая девятый десяток лет. – Когда его ломали, мой отец как раз мимо на лошади ехал и спас одну икону. Потом он сказал мне: «Храни её до самой смерти, она тебя исцелять будет». С тех пор я только на неё и молюсь…
Год назад канабеевцы,собрали деньги на поклонный крест и установили его в том месте, где раньше возвышался храм.
Сейчас в Канабеевке проживают всего около 100 человек. И мало кто из них надеется, что село доживёт до знакового юбилея – своего 300-летия. Похоже, недалёк тот момент, когда исчезнет с карты области очередное село, не выдержав так называемой оптимизации и не дождавшись модернизации, о которой так много говорят с ТВ-экранов. А ведь таких вымирающих сёл очень много в нашей области, да и в целом в стране. Такая она, нынешняя Россия…
Алексей СЕРЁГИН