В Ульяновской области с 2012 года снижаются ставки налога, взимаемого по «упрощенке», для предпринимателей, занимающихся экономической деятельностью в сфере предоставления социальных услуг и дополнительного образования детей. Бизнесмены получат выгоду. Станут ли от этого меньше платить потребители их услуг – не факт. Казна и вовсе потеряет часть доходов.
Поправки в Закон «О налоговых ставках налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, на территории Ульяновской области» приняты, как сообщается, на основании предложений общественных объединений предпринимателей. Субъекты РФ вправе устанавливать у себя дифференцированные налоговые ставки по «упрощенке» – от 5 до 15 процентов – в зависимости от категорий налогоплательщиков. В нашем регионе сегодня действуют пониженные ставки для некоторых видов экономической деятельности малого и среднего бизнеса. Теперь этот ряд расширен: минимальная ставка в 5 процентов будет применяться в сфере коммерческого предоставления социальных услуг и дополнительного детского образования. По предварительной оценке, это приведет к снижению налоговых поступлений на 223,7 тысячи рублей.
Группа попадающего под изменения дополнительного образования включает в себя образование детей в возрасте преимущественно от б до 18-лет, осуществляемое во внешкольных учреждениях (школы искусств, дома детского творчества и т.д.), общеобразовательных школах и учреждениях профессионального образования. В группу социальных услуг входит бизнес по дневному уходу за детьми (детсады, ясли), по дневному уходу за взрослыми людьми с физическими или умственными недостатками, по дневному приюту для бездомных и других социально неблагополучных групп, по усыновлению (удочерению), по предотвращению жестокого обращения с детьми и другими лицами, по определению прав на получение социальной помощи (в том числе жилищных субсидий), по оказанию помощи жертвам стихийных бедствий, беженцам, иммигрантам, по восстановлению трудоспособности и подготовке к определенной деятельности лиц с физическими или умственными недостатками.
Новый законопроект вызвал неоднозначную реакцию при обсуждении в областном Законодательном Собрании. Парламентская оппозиция высказалась против.
– Почему мы должны снижать налог для коммерческих организаций, когда нашему бюджету дорога каждая копейка? – недоумевает депутат-коммунист Вячеслав Алексейчик. – Ведь их цель – извлечение прибыли, пусть и в социальной сфере. Хотят заниматься бизнесом – пусть работают на общих основаниях. Этот закон открывает еще более широкую дорогу для активного внедрения в школах занятий за дополнительную плату.
Без ответа остался главный вопрос: приведет ли налоговое послабление для бизнеса к снижению платы за его услуги – за то же обучение, например? Российская практика, увы, показывает, что наш бизнес, получая более выгодные условия для работы, не спешит отказаться от «своего, законного». И хотелось бы иногда порадоваться за то, что отечественный бизнес вздохнет свободнее, только он не дает, продолжая держать тебя за горло. Вот снизились этой осенью закупочные цены на зерновые благодаря богатому урожаю, а хлеб в магазинах не дешевеет. Скоро, поди, зазвучат голоса, что стоимость сырья – не главная составляющая в цене буханки. Зато, когда зерно дорожает, этим фактом немедленно объясняют рост цен на хлеб и муку.
Снижение налоговой ставки по «упрощенке» для некоторых видов предпринимательской деятельности разработчики из облправительства обосновывают тем, что это даст дополнительный стимул развивать в Ульяновской области социально значимые услуги. Например, на щит вновь поднимается утопическая идея о том, что частное дошкольное образование существенно снизит нехватку мест в детсадах. На 1 июля 2011 года, по данным областного министерства экономики, в очереди на получение места в муниципальном образовательном дошкольном учреждении находилось 21200 детей. И в то же время в Ульяновской области действует всего около 20 коммерческих центров развития ребенка, которые оказывают услуги по раннему развитию детей в возрасте от одного года до семи лет. Вот, мол, где может приложить свои силы малый и средний бизнес, получающий преференции.
Только ведь очевидно: в частные детсады и прочие центры развития ульяновцы валом не ведут своих детей не потому, что таких садиков мало, а в основном по причине дорогой платы, которую большинство семей не может себе позволить. Вот и ждут годами мест в муниципальных садах. По прогнозной оценке Минэкономики, новый Закон поможет созданию не менее трех центров развития ребенка в Ульяновской области с числом рабочих мест не менее десяти. Сравните три центра с очередью в 21 тысячу человек. Какое уж тут решение проблемы.
Поправки в Закон об «упрощенке» в основном принесут выгоду тем, кто упомянутыми видами бизнеса уже занимается или вот-вот займется. Так что документ выглядит пролоббированным под модным социальным соусом.

Владимир ПУГАЧЕВ