13 октября заместитель Председателя Законодательного Собрания Ульяновской области Тамара Дмитриева приняла участие в тематическом форуме с участием представителей Общероссийского народного фронта, общественных организаций. В рамках форума эксперты обсудили тему совершенствования системы размещения госзаказов, эффективность и недостатки 94-ФЗ и рассмотрели положения нового законопроекта о федеральной контрактной системе. Тем возникла не случайно: в регионах 94-ФЗ критикуют, поскольку он не всегда учитывает важнейшие показатели – качество продукции и эффективность госзакупок. Существующим порядком недовольны ни заказчики (часто торги выигрывают организации, которые не имеют возможности выполнить работу), ни исполнители, особенно представители малого бизнеса, далеко не всегда могут конкурировать на равных с крупными компаниями. Не может не тревожить такое явление, как недобросовестная конкуренция возникновение фирм-однодневок, созданных специально под конкурс.
11 октября Президент РФ Дмитрий Медведев поручил в кратчайшие сроки закончить работу над проектом закона о Федеральной контрактной системе и внести его в Правительство к 1 ноября текущего года. В новом законе, который также рассмотрели участники совещания, существенно расширены способы закупки, прописана необходимость контроля и аудита. Одна из новаций, которая включена в закон по результатам общественного обсуждения, – реестр недобросовестных заказчиков. Законопроект учитывает тот факт, что критерий наименьшей цены может работать лишь в определенных случаях: рынок предоставляет много решений, и в каждом случае из них необходимо выбрать оптимальное. Яркий тому пример – вчерашний разговор Президента России Дмитрия Медведева с представителями Общества инвалидов-колясочников, в ходе которого было отмечено, что государство закупает для инвалидов самые дешевые коляски, которые оказались гораздо неповоротливее и неудобнее более дорогих моделей. В данном случае, считает Дмитрий Медведев, приоритетом является не критерий меньшей цены, а комфорт и безопасность людей с ограниченными возможностями.
Участники форума отметили, что в законе должны быть предусмотрены антидемпинг и борьба с недобросовестными поставщиками, заложены механизмы, связанные с изменением контракта, его расторжением.

Много претензий было адресовано в адрес заказчиков. В частности, Сергей Корунов, член регионального координационного совета Народного фронта, представитель Ульяновского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Союз машиностроителей России» отметил, что проблема у участников торгов одна – финансовая безответственность заказчиков. «Часто фирмы, выполнив заказ, не получают за него денег, что порождает безответственность и с их стороны».
Участники форума отмечали, что закон о Федеральной контрактной системе должен быть очень тщательно проработан, иначе путаницы с его введением будет еще больше. Так, по мнению Юрия Рябинова, управляющего делами Законодательного собрания Ульяновской области, в новом законе недостаточно качественно сформулирована процедура госзаказа. «По ФКС прогноз таков: к нему так же, как и к 94-му будет принято бесчисленное количество поправок», – считает он.
Заместитель директора департамента государственных закупок министерства экономики Ульяновской области Дмитрий Карпанин заявил, что новый закон подведет все составляющие: планирование, формирование технического задания, процедуру размещения заказа, исполнение, – под одну законодательную базу. «ФКС призван решить проблему качества. Замечу, что разрабатывается два альтернативных варианта: Министерства экономического развития и Федеральной антимонопольной службы. Цели проектов схожи, важно выделить лучшее в каждом из них», – сказал он.

Комментируя итоги обсуждения, Тамара Дмитриева, заместитель Председателя Законодательного Собрания Ульяновской области, сказала: «После принятия 94-го федерального закона ситуация в стране существенно изменилась, но несмотря на это остался ряд существенных недочетов, в том числе, коррупционная составляющая. Важно учесть это при принятии нового закона о Федеральной контрактной системе. Только тогда люди получат качественные услуги, недобросовестные исполнители и «халтурщики» лишатся доступа к государственным деньгам, а коррупционеры понесут заслуженное наказание».