В программе культурного конгресса Ульяновский государственный академический симфонический оркестр (УГАСО) на всех мероприятиях отодвигался как бы на второй план, представляли его приезжие дирижеры, а не художественный руководитель и главный дирижер Сергей Ферулев. От этого слушателям было как-то неуютно, создалось впечатление, что оркестр не является главным музыкальным коллективом города, каким он был в прежние годы – при Эдуарде Серове, Николае Алексееве.
После перевода Николая Алексеева в оркестр Петербургской филармонии художественными руководителями и главными дирижерами стали, на мой взгляд, люди, не заинтересованные в творческом уровне оркестра.
Владимир Кудря – приглашенный главный дирижер (2001-2005 годы) – продолжал держать исполнительский уровень УГАСО, работая одновременно в Японии и Южной Корее, наш оркестр не был для него основой творчества.
Оркестру нужен был энергичный молодой дирижер, который мог бы работать с энтузиазмом, стать близким коллективу. На конкурсе по выборам главного дирижера было три таких претендента – Дядюра, Амбарцумян и Науменко, но предпочтение было отдано Ферулеву, человеку пенсионного возраста. За пять лет его работы с оркестром не проявилось, я думаю, ни его стремления к творческому росту оркестра, ни старания повышать музыкальную культуру города и области.
Оркестр перестал быть гибким единым организмом, создается впечатление, что между дирижером и музыкантами нет взаимопонимания.
Однако когда за пультом гастролирующие дирижеры, выступления оркестра бывают и успешными, например, с казахским дирижером Мухитдиновым, украинским дирижером Янко, с Гулишамбаровой (Казань), Эклунд (Швеция), Скрипкой (Москва).
Неудачным было выступление оркестра на открытии сезона 2011-2012 годов. В программе представлены трагические полотна Чайковского («Франческа да Римини») и Рахманинова («Симфонические танцы»).
Трактовка произведений с музыковедческой точки зрения была весьма сомнительной, отсутствовало понимание стиля композиторов, не был донесен до слушателей авторский замысел. Поэтому и исполнительский уровень оказался не на высоте: не было смысловой наполненности, целостности фактуры, ансамбля, строя, допускались темповые расхождения.
Подобные недостатки были и в исполнении других сочинений – 8-й симфонии Шостаковича, 2-й симфонии Малера, 3-й симфонии Брамса, в инструментальных концертах. К счастью, положение спасали солисты.
Не вызывает симпатии и исполнительская манера Сергея Ферулева как дирижера – нет привнесения в игру оркестра открытой и ясной эмоциональности, жесты однообразны, нет ясных показов солирующим инструментам.
Создается впечатление, что оркестранты не понимают техники дирижера, а поэтому исполнение не достигает цели. В результате оркестр не растет технически, теряет мастерство, творческую индивидуальность. Слушатели уходят с концертов разочарованными. На открытии сезона сцена была загромождена аппаратурой, а на концерте молодых солистов из стран СНГ 23 сентября зачем-то солистам были поставлены микрофоны, даже к роялю, так что оркестра практически не было слышно, а от звуков высокого регистра рояля у слушателей болели уши. Как мог допустить это главный дирижер, художественный руководитель коллектива?
В последние годы не проводятся слушательские конференции. Из репертуара исчезли произведения русских композиторов – Бородина, Мусоргского, Калинникова, Глазунова, Балакирева, Глинки.
Концерты УГАСО не стали посещать истинные меломаны, профессиональные музыканты, нет на них и студентов музыкальных учебных заведений.
Это происходит оттого, что оркестр теряет творческое мастерство, а в результате падает музыкальность города и области, столь высокая в 70-80-е годы.
Нельзя позволить УГАСО угаснуть. Это может сделать новый, заинтересованный в работе, любящий музыку дирижер.
Ирина КАТОРГИНА, музыковед, заслуженный учитель школы РФ.
simbirianin
Хотелось бы поспорить со статьей! Ох, как бы хотелось возразить автору… да нечем. На моих глазах, не так давно ещё, один из лучших провинциальных оркестров, превращается, стараниями своего художественного руководителя, в жалкое подобие захолустного оркестришка, постепенно опускаясь в бездонную яму пошлого непрофессионализма. Пройдена ли точка не возвращения или есть ещё надежда на возрождение? Удастся ли Ферулёву сделать с УлГАСО то, что у него не получилось сделать с оркестром Челябинского оперного театра, откуда его «попросили» по собственному желанию? А может и не нужен оркестр жителям Ульяновска и области, постепенно перерождающимся в электорат? Ведь если обывателю нужно хлеба и зрелищ, то рабам достаточно и просто хлеба…