В программе культурного конгресса Ульяновский государственный академический симфонический оркестр (УГАСО) на всех мероприятиях отодвигался как бы на второй план, представляли его приезжие дирижеры, а не художественный руководитель и главный дирижер Сергей Ферулев. От этого слушателям было как-то неуютно, создалось впечатление, что оркестр не является главным музыкальным коллективом города, каким он был в прежние годы – при Эдуарде Серове, Николае Алексееве.

После перевода Николая Алексеева в оркестр Петербургской филармонии художественными руководителями и главными дирижерами стали, на мой взгляд, люди, не заинтересованные в творческом уровне оркестра.

Владимир Кудря – приглашенный главный дирижер (2001-2005 годы) – продолжал держать исполнительский уровень УГАСО, работая одновременно в Японии и Южной Корее, наш оркестр не был для него основой творчества.

Оркестру нужен был энергичный молодой дирижер, который мог бы работать с энтузиазмом, стать близким коллективу. На конкурсе по выборам главного дирижера было три таких претендента – Дядюра, Амбарцумян и Науменко, но предпочтение было отдано Ферулеву, человеку пенсионного возраста. За пять лет его работы с оркестром не проявилось, я думаю, ни его стремления к творческому росту оркестра, ни старания повышать музыкальную культуру города и области.

Оркестр перестал быть гибким единым организмом, создается впечатление, что между дирижером и музыкантами нет взаимопонимания.

Однако когда за пультом гастролирующие дирижеры, выступления оркестра бывают и успешными, например, с казахским дирижером Мухитдиновым, украинским дирижером Янко, с Гулишамбаровой (Казань), Эклунд (Швеция), Скрипкой (Москва).

Неудачным было выступление оркестра на открытии сезона 2011-2012 годов. В программе представлены трагические полотна Чайковского («Франческа да Римини») и Рахманинова («Симфонические танцы»).

Трактовка произведений с музыковедческой точки зрения была весьма сомнительной, отсутствовало понимание стиля композиторов, не был донесен до слушателей авторский замысел. Поэтому и исполнительский уровень оказался не на высоте: не было смысловой наполненности, целостности фактуры, ансамбля, строя, допускались темповые расхождения.

Подобные недостатки были и в исполнении других сочинений – 8-й симфонии Шостаковича, 2-й симфонии Малера, 3-й симфонии Брамса, в инструментальных концертах. К счастью, положение спасали солисты.

Не вызывает симпатии и исполнительская манера Сергея Ферулева как дирижера – нет привнесения в игру оркестра открытой и ясной эмоциональности, жесты однообразны, нет ясных показов солирующим инструментам.

Создается впечатление, что оркестранты не понимают техники дирижера, а поэтому исполнение не достигает цели. В результате оркестр не растет технически, теряет мастерство, творческую индивидуальность. Слушатели уходят с концертов разочарованными. На открытии сезона сцена была загромождена аппаратурой, а на концерте молодых солистов из стран СНГ 23 сентября зачем-то солистам были поставлены микрофоны, даже к роялю, так что оркестра практически не было слышно, а от звуков высокого регистра рояля у слушателей болели уши. Как мог допустить это главный дирижер, художественный руководитель коллектива?

В последние годы не проводятся слушательские конференции. Из репертуара исчезли произведения русских композиторов – Бородина, Мусоргского, Калинникова, Глазунова, Балакирева, Глинки.

Концерты УГАСО не стали посещать истинные меломаны, профессиональные музыканты, нет на них и студентов музыкальных учебных заведений.

Это происходит оттого, что оркестр теряет творческое мастерство, а в результате падает музыкальность города и области, столь высокая в 70-80-е годы.

Нельзя позволить УГАСО угаснуть. Это может сделать новый, заинтересованный в работе, любящий музыку дирижер.

Ирина КАТОРГИНА, музыковед, заслуженный учитель школы РФ.