Жительница области пытается доказать свои права на дом, из которого семья ее деда была выгнана при коллективизации. Женщина хочет сохранить дореволюционное здание, которое сейчас находится в бесхозном состоянии.
Валентина Ильина живет в селе Новая Майна Мелекесского района, но регулярно ездит в Новомалыклинский район. Там, в селе Нижняя Якушка, стоит старинный дом, состояние которого не дает женщине покоя. В этом крепком кирпичном доме постройки еще XIX века до 1930-х годов жила семья ее деда Федора Малова. Но зимой 1929-1930 годов сельские активисты крепкую крестьянскую семью из родного дома выгнали. Дед село покинул навсегда. Бабушка, мама и тетя Валентины Ильиной много лет скитались по углам, так и не сумев построить или получить новое жилье.
В доме же, освобожденном от жильцов, расположилось правление колхоза. Когда в начале 1990 годов колхоз приказал долго жить, в нем была оборудована пекарня. Но и предприятию в отобранном у семьи доме долго не жилось. В результате он уже много лет стоит полуброшенным, не числясь ни в чьей собственности.
При этом в 1999 году дом был признан памятником – объектом культурного наследия «Усадьба крестьянина Малова». Памятник находится не в лучшем состоянии – после установки в нем печей для хлеба фундамент не выдержал и дом дал трещину. Единственный, кто все-таки пытается уберечь здание-памятник от разрушения и ухаживает за ним, – это Валентина Ильина.
Женщина, отмечают в областном комитете по культурному наследию, с 1979 года занимается поиском сведений о своем деде Федоре Малове. И еще с того времени, как была жива ее мать, она, пытаясь сохранить семейную историю и память, начала заниматься вопросом возвращения дома наследникам его хозяев.
Дело оказалось непростым – суд требует четких документальных подкреплений для семейной памяти. Найти их крайне сложно – архив в Новой Малыкле в свое время сгорел. По суду Валентине Петровне пришлось даже доказать свое родство с дедом. Нет и бумаг, подтверждающих, что именно крестьянин Малов жил именно в этом доме, в архиве Ульяновской области не удалось найти и документов о том, что он был репрессирован.
Поэтому попытка Валентины Ильиной с помощью показаний местных жителей доказать в суде, что ее дед был репрессирован и выгнан из дома, который она хочет вернуть, оказалась неудачной. Жители Нижней Якушки помнят эту семейную трагедию и женщине сочувствуют, но суду нужны более веские доказательства.
Недавно женщина обратилась в областной комитет по культурному наследию за поддержкой в ее борьбе за дом-памятник. Сотрудники комитета начали изучать ситуацию. В частности, съездили в Нижнюю Якушку. Там, сообщил председатель комитета Шарпудин Хаутиев, они убедились, что и вправду Валентина Ильина ухаживает за старинным домом. Местные жители женщину в ее работе по сохранению зданий поддерживают.
После подключения к ситуации комитета к возвращению дома решено попробовать подойти не с исторической, а с фактической стороны.
По российским законам недвижимость может быть признана собственностью человека, если он в течение 15 и более лет пользуется ею, содержит ее и так далее, но документов на нее не имеет.
Валентина Ильина, по сути, оказалась именно в таком положении, ведь за домом она следит уже много лет. Не по юридическому праву, а по праву родства и памяти, которое никакой закон не сможет отменить.

Лидия Пехтерева