В канун профессионального праздника – Дня работников автомобильного транспорта – редакция обратилась к старейшему автомобилисту области, заслуженному работнику транспорта России Александру Сергеевичу Усольцеву с просьбой вспомнить и рассказать о неординарных случаях из жизни шоферов. Вот что он вспомнил и написал.
Утерла нос мужчинам
На одну из январских суббот в зиму перед полным заполнением акватории Куйбышевского водохранилища в автопредприятиях города была назначена массовая вывозка из левобережной части затопления приготовленной еще летом дровяной древесины. Дело в том, что под воду должны были уходить большие массивы леса, находящиеся в пойме Волги. Этого допустить было нельзя – зря пропадали большие топливные ресурсы. Поэтому летом леса переработали в дрова, уложили в поленницы, приготовив для вывозки в город. Летом это сделать было невозможно, так как автодорожного моста тогда еще не было, а загружать паром дрововозами было начетисто.
Вывозку решили проводить зимой, когда Волга будет скована льдом.
Колонна из более чем 50 автомобилей съехала вниз по спуску Степана Разина, пересекла Волгу, обогнув южную оконечность острова Середыш, и змейкой направилась в сторону Пальцинских лугов, что было напротив Поливны. Там в снежном покрове заблаговременно бульдозеры расчистили однопутные проезды и подъезды к штабелям дров.
Среди массы шоферов-мужчин за рулем одного из «ЗИСов» находилась водитель-женщина. Ее звали Клава.
Одна из тех, кто «коня на скаку остановит, в горящую избу войдет». Некоторые водители-мужчины относились к ней скептически, а некоторые – с уважением, что последующими событиями подтвердилось.
Без труда добрались до места погрузки, быстро загрузились и направились в город, но уже другой дорогой. Решили пересечь Волгу напротив Поливны и льдом вдоль правого берега ехать в Ульяновск.
И вот первый автомобиль, за рулем которого сидел водитель-мужчина, подъехал к крутому берегу реки.
Медленно спускаясь с кручи, машина в месте примыкания льда к берегу застряла, забуксовала и никак не могла самостоятельно выбраться из этой западни. Помогли товарищи, вытолкав своими плечами автомобиль из ледового плена. Со вторым и третьим «ЗИСами», за рулем которых также находились мужчины, произошло то же самое: застревали, буксовали, выручали плечи товарищей.
И вот к спуску подъехал автомобиль с тетей Клавой за рулем. Она все это видела и не ринулась в безумную атаку на препятствие. Вышла, подробно осмотрела спуск, села в кабину и без сучка без задоринки, легко и мастерски его преодолела, ни разу не пробуксовав. Под гром мужского одобрения тетя Клава победоносно направилась к правому берегу. Впрочем, последующие несколько авто с мужчинами также буксовали.
Тушил огонь, не жалея рук
Автопоезд «ЗИЛ-151» с двухосным прицепом, ровно урча мотором, не спеша катился по дороге. У шофера автоколонны №1183 Евгения Корженкова заканчивался трудовой день, за который он перевез десятки тонн щебня на строящуюся дорогу Куйбышев – Саранск.
Вдруг, проезжая село Урено-Карлинское, Евгений увидел, как из-под капота двигателя повалил густой дым. Быстро остановив машину, он подбежал к мотору и открыл капот.
Сноп пламени резко стегнул по лицу.
Сняв с себя телогрейку, водитель накрыл ею горящий двигатель. Но шоферская телогрейка, пропитанная за долгие месяцы бензином и автомаслами, – плохой помощникв тушении пожара. Она сама воспламенилась, еще более усугубив положение. Евгений стащил ее с мотора, откинул в сторону, а сам, голыми руками хватая придорожную грязь и землю, стал забрасывать огонь.
Постепенно затухая, исчезли последние языки пламени. И тут только Евгений увидел причину пожара. От тряской дороги лопнула трубка, подводящая бензин к двигателю. Бензин хлынул на раскаленный коллектор… Благодаря находчивости и мужеству шофера автопоезд был спасен. Но обе руки Евгения оказались сильно обожженными. И только после того, как были полностью ликвидированы и сам пожар, и опасность нового воспламенения, Евгений вспомнил о себе и обратился за помощью.
Евгений Корженков работал тогда в автоколонне уже четыре года. До этого трудился в других автохозяйствах Ульяновского облавтоуправления. В ту пору ему было 28 лет. Опытный водитель, он систематически выполнял и перевыполнял нормы выработки. В зимнюю непогоду, в осеннее ненастье, не считаясь с усталостью, он в любое время суток выезжал на своем вездеходе на выручку товарищей, застрявших со своими автомобилями в снежных сугробах или дорожной грязи. Евгений Корженков, конечно, прошел курс лечения от ожогов. А спасенный им автомобиль уже через день был снова на линии с другим водителем.