Этой осенью и следующей весной специалисты ожидают сход грунта вокруг смотровой площадки на отремонтированном бульваре Новый Венец.
«Весной сползет», – сомнений в том, что земля около смотровой площадки на Венце вскоре уйдет вниз, директор муниципального предприятия противооползневых работ (УППОР) Ильдус Юсупов не имеет. «С этим надо прощаться. Это отломанный кусок», подтверждает его слова геолог, государственный эксперт ОАУ «Ульяновскгосэкспертиза» Иван Мирошников.
Свои прогнозы Юсупов и Мирошников дают, осматривая с представителями минприроды области и мэрии состояние склона под бульваром Новый Венец после ремонта.
Выездная комиссия на склоне собралась в ответ на беспокойства жителей города и журналистов, заметивших, что после дождей грунт под бульваром начал сползать.
Участники собрания, перебравшись через ограждение, ходят по склону, осматривая бульвар с внешней стороны. Делать это надо осторожно – грунт вокруг смотровой площадки покрыт трещинами. Очевидно, при серьезной нагрузке или очередном дожде может сойти еще один пласт земли.
При рассмотрении настораживающей ситуации под ногами выясняется, что угроза оползня – рукотворная, причем совсем недавнего времени исполнения. Уходящий сейчас вниз грунт, объясняет Ильдус Юсупов, был насыпан в этом году в рамках благоустроительных работ на Венце. Вместе с грунтом на склон за ограду бульвара скидывали обрезанные ветки деревьев и строительный мусор. Они начали уходить вниз первыми.
Вообще-то УППОР и рекомендовал насыпать грунт вокруг смотровой площадки. Но его надо было укрепить – поставить внизу подпорную стенку, сделать пластовый дренаж и так далее. Из предложенного была выполнена лишь первая часть. «Нужно закрепление грунта с устройством подпорной стенки, ополаживания. До этого либо пока не дошло, либо вообще не делают. Весной грунт сползет. Само основание площадки – вряд ли, оно сделано крепко, а насыпной грунт весь уйдет. Если его не закреплять, можно каждый год новый насыпать», – объясняет Юсупов, чем чревато такое половинчатое выполнение рекомендаций предприятия.
Впрочем, отмечает директор УППОР, часть рекомендаций предприятия во время ремонта бульвара выполнена была: «До ремонта не было ни одной ливневки на этой территории, и уклон со стороны площади Ленина шел прямо на склон. Соответственно, ливневые воды все размывали. Сейчас сделаны контруклон и довольно-таки серьезная подпорная стенка. Построена ливневая сеть, которая уводит верхние ливневые воды».
Чтобы отремонтированный Новый Венец сохранить, останавливаться на сделанном нельзя. Во-первых, необходимо выделение достаточных средств на содержание уже имеющейся дренажной системы на склоне, во-вторых, нужны средства на новые противооползневые работы.
Аналогичная проблема стоит перед всем склоном от старого до нового моста через Волгу, напоминает эколог города Даниил Урдин. Какие-либо дренажные сооружения с советских времен существуют лишь до улицы Тухачевского. Далее склон сползает, ничем не удерживаемый вообще.
По словам Урдина, вопрос берегоукрепления и противооползневых работ поднимался около месяца назад, во время визита в город главы федерального агентства водных ресурсов Марины Селиверстовой. Шла речь о возможности прихода в город федерального предприятия, подчиненного агентству, для проведения берегоукрепительных работ между старым и новым мостами. Заниматься противооползневыми работами на самом склоне агентство не имеет права. Но без серьезной федеральной поддержки город и область их не осилят, поэтому планируется обратиться с вопросом о выделении средств в Минрегионразвития.
Но, пытаясь вроде бы решить проблему оползня, одновременно городские и областные власти подталкивают его развитие. Тот же проект «Ленинских горок», вдохновленный поддержкой первых лиц, начал реализовываться без выполнения необходимых противооползневых работ, напоминает Иван Мирошников. Активная застройка Ленинского района на участках у убранной под землю Симбирки ведет к изменению пути подземных вод. Раньше с севера они уходили в Свиягу, а теперь из-за строительства домов с глубоким фундаментом идут вдоль улицы Радищева, сворачивая вниз только на бульваре Пластова. На Радищева, таким образом, подземные воды стремятся уже не к Свияге, а к Волге, что подмывает склон изнутри. При этом активная застройка Среднего Венца, на котором раньше стояли лишь легкие деревянные здания, резко увеличивает нагрузку на подмываемый грунт.
«Строить, трогать склон можно, но так, чтобы не спровоцировать. Для этого существует целая наука – «строительство на оползневом склоне», – подводит итог Мирошников. Итог получается неутешительный – научные знания, которые помогли бы сохранить склон, в Ульяновске сейчас мало кто использует. Тот же проект благоустройства Нового Венца, несмотря на то, что работы можно оценить как капитальные, госэкспертизы не проходил.
Лидия Пехтерева