Ульяновск недавно впервые посетил с концертом санкт-петербургский солист Сергей Зыков. Он исполняет романсы, песни на стихи русских поэтов, военные произведения, песни о России. К такому творческому выбору его, до 20 лет музыкой не занимавшегося, привело не дающее покоя стремление совершенствоваться.

Найдя себя в творчестве, певец пытается приобщить к серьезной музыке российских слушателей.

– Сергей, Ваш путь к сольному творчеству достаточно необычен: жили в глубинке в Кировской области, петь начали в армии, занимались оперой в Санкт-Петербурге, а пришли к сольному исполнению романсов и песен. Почему такая смена жанров?

– В армии я запел строевую песню – отметили голос и пригласили в ансамбль. После армии пел в ансамбле народные песни, пока руководитель не сказал, что мне нужно учиться. Поехал в Новосибирск в музыкальное училище. Там произошло мое первое знакомство с классическим отношением к звуку, к вокалу.

Учился, но стало мало того, что давала педагог, и я уехал в Санкт-Петербург. Попал в руки хорошего педагога Георгия Заставного в академии при Мариинском театре. После его кончины ушел из академии в музыкальный театр «Зазеркалье».

Там все нравилось, но было ощущение, что я стою на месте. И мне подсказали сходить на встречу музыкантов, которые поют песни в память исполнителя романсов Валерия Агафонова. Я сходил, спел, меня заметили, начали отправлять на конкурсы. С этого начались мое творчество именно в романсе и моя страсть к нему.

– Это ощущение, что надо еще куда-то стремиться, оно и сейчас существует? Или на романсах уже можно остановиться?

– Такое чувство должно быть у любого человека, занимающегося творчеством или чем-то еще, хоть стоящего у станка. Желание совершенствоваться – наилучшее желание.

Просто я нашел то, в чем могу совершенствоваться.

Я пришел ведь не только к романсам, пою и советскую эстраду, и классические произведения. Но романс как жанр меня более всего затрагивает. И я хочу в нем более глубоко разобраться. Там такое огромное количество всего, что, я думаю, в лучшем случае всей жизни моей мне должно хватить на это.

– Вы были знакомы и сотрудничали с композитором Андреем Петровым, автором опер, балетов, симфонических произведений, эстрадной музыки и музыки ко многим любимым советским и российским фильмам. Что дало общение с ним?

– Если говорить об Андрее Павловиче, он был невероятно скромным человеком. Независимо от всех заслуг перед мировой музыкой, у него не было никакой заносчивости. И с творческой стороны были моменты, когда он ясно давал мне понять, что я являюсь его соавтором в произведениях. Это было очень важно. Он никогда не навязывал свое мнение в прочтении произведений, а всегда говорил: «Вокалист – это соавтор».

– А Вы сами, когда берете произведение и начинаете его исполнять, чувствуете себя таким соавтором?

– Благодаря мастер-классам таких людей, как Андрей Павлович, я пришел к выводу, что самое главное в вокальном музыкальном произведении – не искать какой-то подвох в его персонаже. Исполнителю надо стараться средствами, данными композитором и поэтом, найти возможность сказать что-то свое, выразить свое отношение к той ситуации, в которую попал персонаж. Не нужно в какие-то рамки себя загонять, обращаться к шаблонам. Главное – не сочинять и не лгать, а говорить искренне.

– Как Вы выбираете произведения для исполнения? В частности, Вы уделяете внимание современным композиторам? А современные поэты, которые подходящие стихи для романсов пишут, у нас есть?

– Поэт Александр Лепехин – для меня автор, который разговаривает в поэзии именно моими ощущениями, и он мне очень близок в этом отношении. Но произведения многих авторов, которые предлагают исполнять, – они красивые, в них есть красивые метафоры, поэтичные. Но меня больше все-таки волнует, нельзя сказать, что социальная тема… – В биографии у Вас сказано об особом внимании к произведениям, в которых отражены лучшие проявления русской души – любовь к Богу, к матери, к родному дому, созерцание красоты родной природы, любовь к своему народу и своей Родине.

– Да, это верно сформулировано.

Понятно, что есть тема любви в поэзии, она вечна, она никуда не уходит, но она сейчас немного черствеет и поворачивается не тем местом к людям. Когда при слове «любовь» люди начинают представлять, как они это делают, то, конечно, это не та любовь, которая должна быть. Что касается любви к Родине, патриотизму, то это у нас почти кануло в Лету, исчезло совершенно. Для меня это больной вопрос.

– Если говорить о романсе вообще, в представлении обывателей это что-то из прошлого, интересное в основном старшему поколению. Судя по публике на Ваших концертах, кому такая музыка интересна на самом деле?

– Проблема обывателей – в том, что долгое время нас пичкали гармониями в три аккорда и поэзией на уровне бытового языка. Конечно, теперь, когда дают послушать что-то более серьезное, более глубокое, и в музыкальном отношении, и в поэтическом, что имеет и свое содержание, и характер, людей это быстро утомляет. Как если бы мы детям дали почитать Достоевского. Люди не подготовлены к тому, чтобы слушать серьезную, красивую музыку, серьезную поэзию. Мало тех, кто занимается самообразованием и самосовершенствованием. Большинству просто некогда это делать. И не романс в этом виноват.

– Это и не про романс тогда разговор, а про культуру вообще.

А надо вообще людей к ее восприятию готовить? Государство, видимо, считает, что не надо.

– Государству гораздо проще, когда люди слегка тупят. Когда они не способны к принятию собственных решений. Поэтому и пичкают нас всякой ерундой и юмором ниже пояса.

Людям весело, люди радуются, забывая о каких-то вещах.

– В этой ситуации Вам не хочется бросить занятия романсом, серьезной музыкой и заняться чем-то более востребованным?

– Нет. Во-первых, это потребность моей собственной души. К сожалению, я не способен выразить себя в трех аккордах и в бытовой поэзии.

Во-вторых, наоборот, хочется дать жизнь этим музыке и поэзии. Хочется, чтобы их услышали как можно больше людей. Но у нас нет таких средств, как телевидение, радио. У нас есть единственное средство – концертная деятельность по городам.

Чем можем, тем мы и пользуемся.

И такая музыка находит отклик, потому что потребность в ней есть.

Ведь это музыка и поэзия, которые заставляют какие-то душевные качества проснуться в человеке. Но востребованность и потребность – разные вещи. Многие просто не знают, что им нужна сложная музыка, и только услышав ее, начинают это понимать.

Проблема в том, чтобы людям сообщить, что серьезная музыка еще существует, подводим мы итог разговора. Главный метод, имеющийся в распоряжении тех, кто такой музыкой занимается, – организация концертов в городах России, больших и малых.

Так, некоторые города, куда Сергей Зыков приезжает уже не раз, встречают его полными залами. Другие, еще не приученные к хорошей музыке, начинают проявлять любопытство. У Ульяновска появилась возможность втянуться в этот процесс. После прошедшего концерта областная филармония ведет переговоры о втором выступлении Сергея Зыкова у нас.

Лидия Пехтерева