Каждый раз вспоминаешь народную присказку про бузину, когда на ботаническом маршруте встречается куст бузины. Дело в том, что во флоре Ульяновской области найден еще один вид этого рода бузина сибирская: в Димитровграде и Ульяновске, Сенгилее и Павловке. Все находки этого сибирского кустарника, как видно из его названия, привязаны у нас к старым сосновым лесопосадкам, в которых растут одичавшие инродуцированные кустарники с сочными плодами кизильник блестящий, вишня войлочная, яблоня ягодная. Все они распространяются перелетными и кочующими птицами, и, скорее всего, дроздами-рябинниками.

Началась обработка полевых исследований флоры Ульяновской области.

Сразу замечу, что прошедший полевой сезон был очень насыщенным и плодотворным. Исследованиями были охвачены Сенгилеевские горы. Здесь в июне работала экспедиция Института экологии Волжского бассейна Российской Академии наук (РАН), в которой, кроме научных сотрудников Института экологии, принимали участие гости из Ботанического института РАН – доктор биологических наук Ирина Сафронова и аспирант Сергей Горлов. Их интересовали степи, а степи на Сенгилеевских горах знатные, подтверждением чему может служить находка очень редкого и нового вида ковыля предволосовидного. Эта экспедиция была посвящена 215-летию со дня рождения профессора Казанского университета Карла Клауса, который известен не только как ботаник.

«Предавался своей двойной любви к химии и ботанике», так охарактеризовал Клауса химик Бутлеров. Большая сводка Клауса под названием «Флоры местные приволжских стран» охватывает Среднюю Волгу, и в ней отмечаются растения Симбирской губернии. В 2011 году Клауса чествовали как именитого химика, открывшего в 1844 году новый, 57-й по счету, химический элемент рутений, названный Клаусом в честь России. За это открытие Императорская Академия наук присудила Клаусу Демидовскую премию в размере 5000 рублей, по тем временам это были немалые деньги.

В ботаническом мире имя Клауса увековечено в названии растения – клаусии солнцелюбивой. Это степное растение произрастает в нашем крае по степным и каменистым склонам, является редким и не случайно занесено в областную Красную книгу. Симпатичный цветок был настоящим символом нашей экспедиции и на каждой стоянке своими сиреневыми цветами первым радовал нас среди небогатого степного разнотравья. В конце экспедиции выяснилось, что флора Ульяновской области пополнилась четырьмя новыми видами, среди которых – вайда ранняя и упомянутая бузина сибирская.

В числе других экспедиционных маршрутов назовем Чердаклинский и Павловский районы, а также город Сенгилей. Исследование растительного мира малых городов Ульяновской области – наша добрая традиция. В окрестностях Сенгилеязарегистрировано несколько редких краснокнижных растений. До наших исследований для Сенгилея в Красной книге не было отмечено ни одного раритетного вида, и уже в этом видится определенный успех. А еще отметим большую находку в Павловском районе – березу Крылова, западносибирского вида, заходящего к нам в регион своим западным участком ареала. Новинки флоры, в виде заносных сорняков, были обнаружены даже в городских цветниках. Как тут не припомнить известное выражение о распространении растений – без билета по белу свету.

Исследование растительного мира Чердаклинского района ознаменовалось выходом в свет в журнале «Фиторазнообразие Восточной Европы» итоговой сводки по флоре, включающей 1223 вида сосудистых растений, и из них 38 видов занесены в Красные книги Российской Федерации и Ульяновской области. При этом заметим, что Чердаклинский район первым из всех сельских районов Ульяновской области заимел подобную сводку. Как показали исследования, тревожит распространение в сенгилеевской флоре карантинного сорняка амброзии трехраздельной, начинающего внедряться в состав прибрежной растительности по берегам Сенгилеевского затона. Амброзия опасна для здоровья человека тем, что ее пыльца вызывает дыхательные поллинозы, что может спровоцировать астму.

Николай РАКОВ, действительный член Русского ботанического общества