В текущем октябре после капремонта бульвара Новый Венец в центре Ульяновска волжский склон рядом с одним из излюбленных мест отдыха горожан снова пополз вниз. А две недели назад оползень случился в переулке Кирова. Чего ждать дальше, и сползёт ли областной центр в Волгу – решили выяснить корреспонденты «Молодёжки».

Шаткий бульвар
Всё правобережье Волги в черте Ульяновска постоянно находится под угрозой оползней. И чтобы приостановить разрушительные процессы, необходима планомерная работа по укреплению склона. Но, похоже, делается для этого недостаточно, поскольку после обильных осенних дождей грунт у восстановленной смотровой площадки Нового Венца вновь тронулся с места.
– Насыпной грунт, который при ремонтных работах положили, никак не закрепив, после дождей ЕЯ под силой собственного веса сполз вниз, – объясняет руководитель Ульяновского муниципального унитарного предприятия противооползневых работ Ильдус Юсупов.
– Причина одна – грубейшие нарушения правил выполнения работ на оползневом склоне в зоне его крайней неустойчивости, – подтверждает Иван Мирошников, государственный эксперт ОАУ «Ульяновскгосэкспертиза».

Зона отчуждения
Специалисты объясняют, что на сегодняшний день выделяется лишь 30-40% средств, необходимых на содержание уже существующих сооружений инженерной защиты (берегоукрепительные сооружения, дренажи и так далее). На новые же виды работ финансирование отсутствует вообще. Если в советские времена наблюдение за волжским склоном в Ульяновске велось ежедневно – ставились вешки, составлялись прогнозы, то сейчас такое обследование проводится не чаще, чем раз в год. Усугубляет и без того шаткое положение правого берега Волги строительство в оползневой зоне зданий – то тут, то там появляются двух-трёхэтажные коттеджи.
– Всё это сильно нагружает склон, и рано или поздно дома сползут, – считает Данил Урдин, заместитель председателя комитета ЖКХ и экологии мэрии. – Недаром вся территория – от начала склона и почти до самой ул. Спасской – называется зоной отчуждения, подверженной оползню.
Как подтверждение тому – произошедший около двух недель назад в переулке Кирова оползень, который поглотил надворные постройки одного из частных домов. Специалисты считают, что виной всему – строящийся рядом 15-этажный дом.

Торчащие гробы
Но Ульяновск – не единственное место в области, где случаются оползни. Такие явления наблюдаются в Ульяновском, Цильнинском, Сурском, Новоспасском и Сенгилеев-ском районах на склонах рек Суры, Свияги и Барыша. Вниз ползёт волжский склон и в Новоульяновске.
– Людям приходится бросать огороды и даже дома, – говорит местная жительница Наталья. – В Волгу сползает и старое кладбище. Мы уже привыкли видеть торчащие из склона гробы…
Между тем, стоит упомянуть, что в 1892 году в Симбирской губернии свирепствовала эпидемия холеры, унесшая всего за три месяца жизни 1770 человек. Некоторые жертвы страшной инфекции были похоронены как раз на том самом кладбище рядом с нынешним Новоульяновском. Теперь же старый погост сползает в Волгу, из которой вода поступает в дома многих ульяновцев. Не грозит. ли это эпидемией холеры? Ответ на этот вопрос остаётся открытым…
А в Сенгилеевском районе в опасной оползневой зоне оказалось небольшое село Алёшкино, хотя и расположено оно далеко от волжского обрыва. Дело в том, что в советские времена недалеко от села был разработан карьер, где постоянно производились взрывные работы. Свою лепту внесли и бурные подземные реки. В начале 70-х годов прошлого века в Алёшкино приезжали специалисты, которые после обследований заявили жителям, что дома на крайней улице села, Садовой, могут уйти под воду. И их предположения подтвердились. Всё началось в мае 1994 года.
– Вдруг ночью раздался сильный треск, – вспоминает пенсионерка Ольга Княгинина. – Диван закачался, стаканы в серванте зазвенели…
Наутро, выйдя из своих домов, жители улицы Садовой увидели, что за их жилищами произошёл оползень, уничтоживший часть огородов, а также дорогу, соединяющую Алёшкино с селом Буераки. Спустя два года оползень повторился. Но селяне за свои жизни не боятся. Алёшкинцы уверены, что небольшая речка, протекающая прямо за домами, не даст оползню приблизиться.
– Мы о плохом даже и не думаем, – улыбается Ольга Петровна. – Нам детей растить надо, внуков…
По приблизительным подсчётам, только для Ульяновска все необходимые противооползневые работы могут обойтись в астрономическую сумму – до полутора миллиардов рублей. Большие суммы необходимы и для остальных оползневых районов области. Понятное дело, таких денег в казне областного центра, а тем более в сельских бюджетах, найти невозможно. Чтобы решить проблему, необходима помощь со стороны федерального бюджета. И люди, живущие в оползневых зонах, на эту помощь очень надеются.
Алексей СЕРЁГИН