Радость по поводу рекордного урожая сахарной свеклы начинает оборачиваться серьёзными проблемами для её производителей. В известной степени ситуацию с переработкой этой культуры уже можно назвать критической. А как иначе, если, например, сахарные заводы Тамбовской и Воронежской областей прекратили приём сырья в связи с его переизбытком. Это крах для свекловодов. Невиданный ранее урожай сахарной свеклы ожидается и в нашем регионе. Радоваться или огорчаться? Не затронут ли нас проблемы, с которыми столкнулись свекловоды центральной части России? Вот что говорит в беседе с нашим корреспондентом министр сельского хозяйства Ульяновской области Александр Викторович Чепухин:
– Вполне очевидно, что впредь, как на федеральном, так и на региональном уровне необходимо вводить квоты, причём не только на сахарную свеклу, но и на многие другие культуры.
По существу вопроса скажу, что Ульяновская область в очень неплохой ситуации. Площади и урожай свёклы у нас рассчитаны под мощности Ульяновского сахарного завода в Цильне. Опять же, совсем рядом с нами расположены Буинский (Татарстан) и Ромодановский (Мордовия) предприятия по переработке свёклы.
Проблема в другом – успеть до морозов выкопать свеклу. Впрочем, синоптики начинают выдавать обнадёживающие прогнозы, обещая погоду без дождей и больших холодов. Случись такое, урожай выбрать успеем вполне. Но, в любом случае, темпы надо резко увеличивать.
– Как, в целом, проходит уборка?
– Очень тяжело. Об этом шёл разговор на недавнем совещании в Цильнинском районе с участием губернатора Сергея Морозова. Не буду повторяться. Скажу коротко. Урожай большой, убираем по 600-700 центнеров с гектара. Измотали бесконечные дожди. Катастрофически не хватает транспорта для перевозок продукции: он брошен на уборку подсолнечника. Есть проблемы с дополнительным привлечением свеклоуборочных комбайнов, дизельным топливом …
-Что Вы можете сказать об отношениях между Ульяновским сахарным заводом и свекловодами? В прошлые годы, и нынешний не исключение, они всегда были напряжёнными.
-В любой ситуации нужен взвешенный подход. Законные пути решения даже очень трудных вопросов есть всегда. Давайте посмотрим на проблему с двух сторон. Свекловоды и переработчики – это бизнесмены, коммерческие структуры. Споры на предмет качества продукции, её веса, сахаристости, загрязнённости между ними были и будут всегда. Это нормально, когда каждый отстаивает свои позиции. Другое дело, что здесь нужен конструктивный подход. Цильнинцам не нужно «шантажировать», мол, увезём свою свёклу в другое место. Лучше спросить себя: «А ждут ли нас там? А если ждут, то, на каких условиях?» Сравнительный анализ показывает, что Ульяновский, Буинский, Ромодановский сахарные заводы мало чем отличаются друг от друга. В любом случае, за исключением вывезенного, а это самая малая доля, всё останется в регионе.
Не надо делать трагедии из того факта, что 15 тысяч тонн свеклы вывезено за пределы региона. Будем помнить, что 20 тысяч ввезено. И о какой «ревности» может идти речь, если у некоторых наших свекловодов ещё по весне составлены договоры с Буинским сахарным заводом? Они получают оттуда семена, удобрения, комбайны на время уборки, обеспечивают самовывоз продукции. Ничего страшного мы в этом не видим. Во-первых, исполнение договорных обязательств – это экономическая необходимость. А во-вторых, на время уборки никакая помощь лишней не бывает.
В спорах двух сторон Минсельхоз региона выступает в качестве арбитра. Мы, например, привлекли к работе независимую лабораторию областной станции агрохимзащиты «Ульяновская». В спорных ситуация именно сюда везём продукцию и делаем анализ.
По поручению губернатора области нами создана и действует комиссия для разрешения спорных вопросов, возникающих в ходе уборки сахарной свеклы, её приёмки и переработки. Всё, как видите, на правовой основе. Мы не дадим сторона готовить почву для раздоров. Минсельхоз будет делать всё для того, чтобы и завод работал, и свекловодов устраивали предлагаемые им условия.
-Александр Викторович, не могу обойти молчанием очень существенный вопрос. Речь идёт о строительстве в регионе ещё одного сахарного завода. Впервые открыто заговорили об этом в апреле нынешнего года, на вашей встрече с фермерами Цильнинского района …
-Даже ещё раньше. Такое пожелание высказали аграрии Заволжской зоны, конкретно, Чердаклинский район. Они испытывают большие трудности с доставкой свёклы на сахарный завод.
Здесь нет умысла «подсадить» цильнинцев, составить им конкуренцию. Цель другая – увеличить площади посевов: нынешние 21 тысяч гектаров для нашей области далеко не предел. Тем более, что в Мелекесском, Новомалыклинском, Старомайнском районах есть люди, которые готовы заниматься выращиванием сахарной свеклы. Культура рентабельная и у неё большие перспективы.
С другой стороны, мы не можем увеличивать посевные площади под Ульяновский сахарный завод. Предприятие «раскачали» до предела. Если первоначально завод был рассчитан на переработку полутора тысяч тонн свеклы в сутки, то сейчас этот показатель подняли до 4,2 тысячи тонн.

-Можно ли сегодня говорить о перспективах, пусть даже самых отдалённых, по срокам начала строительства нового завода?
-Однозначно могу сказать одно: завод будет строиться. По-крайней мере, мы всё больше и больше углубляемся в изучение этого вопроса.
Вместе с тем, строительство такого предприятия – дело дорогое. Тамбовчанам, например, новый сахарный завод обошёлся в семь миллиардов рублей. Обязательно надо смотреть, как сложится конъюнктура рынка на сахар в нынешнем году. Проектно-сметная документация, как известно, тоже стоит очень хороших денег.
Видится очень важным грамотно рассчитать мощности будущего завода с тем, чтобы его потом не пришлось бесконечно модернизировать. Согласитесь, будет в высшей степени неразумно потратить огромную кучу денег и возвести завод, который будет работать или вхолостую или с огромными перегрузками.
В равной степени важно рассчитать посевные площади. Услышать предложения от руководителей хозяйств Заволжья, уже занимающихся или готовых заниматься свекловодством. Изучить среднюю урожайность культуры за последние 50 лет. Зима для аналитической работы самое подходящее время. В таких делах спешить не следует: цена ошибок очень велика.

Виктор Никитин