Статус памятника федерального значения предлагается придать могиле отца швейцарского коммуниста Фридриха Платтена, друга Ленина, находящейся в одном из сел Новоспасского района Ульяновской области. В этом селе несколько лет прожили сам Фриц Платтен и его соратники – коммунисты.
Переправил Ленина и спас в Петрограде
В конце прошлой недели региональный комитет по культурному наследию организовал выезд в село Новая Лава Новоспасского района. Небольшое село имеет особое значение для истории не только Ульяновской области, но и всей страны, а также международных отношений.
88 лет назад в этом селе высадился необычный десант. Швейцарский коммунист Фридрих Платтен и его соратники приехали в советское село с благородной целью – организовать сельскохозяйственную коммуну, чтобы личным примером помочь получившим землю и свободу крестьянам наладить работу в новых условиях.
Помогать советской стране Платтен решил не случайно. Россию он впервые посетил в революцию 1905 года, затем принимал участие в революционных событиях в Латвии, был арестован, бежал от полиции. Поднабрав опыта в социалистической борьбе, к 1912 году стал секретарем социал-демократической партии Швейцарии. В 1915 году на международной социалистической конференции в швейцарской деревне Циммервальде познакомился с Владимиром Лениным. Позже, во время пребывания Ленина в Цюрихе, социалистические деятели крепко сдружились.
Именно швейцарец в 1917 году помог русским эмигрантам во главе с Лениным выехать через Германию в Финляндию. А в 1918 году в Петрограде Платтен буквально спас Владимиру Ильичу жизнь – закрыл его во время покушения от пуль.
«1 (14) января 1918 года, под вечер, Владимир Ильич выступал в Михайловском манеже перед первым отрядом социалистической армии, уезжавшим на фронт.
На митинг его сопровождали швейцарский товарищ Платтен и пишущая эти строки. Выйдя после митинга из манежа, мы сели в закрытый автомобиль и поехали в Смольный. Но не успели мы отъехать и нескольких десятков саженей, как сзади в кузов автомобиля, как горох, посыпались ружейные пули. «Стреляют», – сказала я.
Это подтвердил и Платтен, который первым долгом схватил голову Владимира Ильича (они сидели сзади) и отвел ее в сторону, но Ильич принялся уверять нас, что мы ошибаемся и что он не думает, чтобы это была стрельба. После выстрелов шофер ускорил ход, потом, завернув за угол, остановился и, открыв двери автомобиля, спросил: «Все живы?». – «Разве в самом деле стреляли?» – спросил его Ильич. «А то как же, – ответил шофер, – я думал – никого из вас уже и нет.
Счастливо отделались. Если бы в шину попали, не уехать бы нам. Да и так ехать-то очень шибко нельзя было туман, и то уж на риск ехали».
Все кругом было действительно бело от густого питерского тумана.
Доехав до Смольного, мы принялись обследовать машину. Оказалось, что кузов был продырявлен в нескольких местах пулями, некоторые из них пролетели навылет, пробив переднее стекло. Тут же мы обнаружили, что рука т. Платтена в крови. Пуля задела его, очевидно, когда он отводил голову Владимира Ильича, и содрала на пальце кожу», вспоминала про этот случай сестра Ленина Мария Ульянова.
Не с пустыми руками, а на тракторе
В 1923 году швейцарец навсегда переселился в Россию. В нашу страну он прибыл с отцом и матерью, а также еще двумя десятками соратников-добровольцев. Швейцарцы решили попытаться построить светлое коммунистическое будущее в одной из советских деревень. Выбор пал на родную для Ленина Симбирскую губернию, село Новая Лава, относившееся тогда к Сызранскому уезду.
В Новой Лаве к тому времени существовал совхоз, выросший на базе имения помещицы Катковой. Согласно документам, организованная швейцарцами коммуна взяла его в аренду.
В российскую глубинку иностранцы приехали не с пустыми руками. Право переселиться в нашу страну получили лишь те коммунары, которые смогли уплатить взнос в 1200 рублей. На эти средства в Швейцарии были закуплены 20-сильный трактор «Кливленд» и прочая техника: плуги, сеялки, автогенный аппарат, кормозапарник, аппараты для переработки молочных продуктов, оборудование для лесопилки.
Созданная в Новой Лаве коммуна получила название «Солидарность».
Всего в нее вошло 12 семейств. Платтен стал председателем товарищества. Дела, видимо, пошли неплохо – уже в марте 1924 году коммуну пополнил еще 51 человек из Швейцарии.
Светлое будущее разбилось об НКВД
Правда, через три года, в 1927-м, швейцарские коммунисты перебрались в село Васькино под Москвой.
Возведенные ими строения, сельхозинвентарь и скот были переданы губсельтресту.
Дальнейшая судьба Платтена оказалась печальной. Какое-то время он работал в Международном аграрном университете в Москве, преподавал в Московском институте иностранных языков. Но уже в 1937 году, как и многие бывшие соратники Ленина, швейцарец был арестован. Военный трибунал НКВД приговорил его к четырем годам заключения за незаконное хранение оружия.
Револьвер Платтен хранил в память о революционной деятельности.
Отбывать срок иностранца отправили в Архангельскую область. В лагере он постоянно болел и очень надеялся на освобождение. Но, когда срок заключения истек, швейцарец на свободу не вышел. Согласно официальным документам, умер он 22 апреля 1942 года – в день рождения Ленина. Родственникам сообщили, что причиной смерти стало сердечно-сосудистое заболевание. Но, по существующим свидетельствам, Платтена могли просто застрелить конвоиры, когда вышел срок его заключения.
Точное место захоронения близкого соратника Владимира Ильича неизвестно до сих пор. В 1956 году он был посмертно реабилитирован.
Остались три дома и могила
В Новой Лаве Ульяновской области до сих пор сохранились объекты, связанные с организованной Платтеном коммуной. В селе, сообщает комитет области по культурному наследию, стоят кирпичная водонапорная башня, деревянный амбар дореволюционной постройки, которыми пользовались швейцарцы, и три жилых дома, построенных ими. На одном из домов размещена мемориальная мраморная доска. «Здесь в 1923-1927 гг. жили швейцарские рабочие – члены коммуны «Солидарность», созданной по совету В.И.Ленина швейцарским коммунистом Фрицем Платтеном», – значится на ней.
Но главным памятным объектом, связанным с Платтеном, является могила его отца, похороненного на сельском кладбище. Петер Платтен поехал в Россию вместе с сыном в 77 лет.
Скончался он в возрасте 79 лет. В 1925 году на его могиле был поставлен не сохранившийся деревянный обелиск.
В 1973 году его заменил металлический обелиск, стоящий по сей день.
Захоронению отца Платтена руководитель комитета по культурному наследию Шарпудин Хаутиев предлагает придать статус федерального памятника. По мнению специалистов комитета, могила имеет соответствующую значимость как свидетельство важных событий в истории нашей страны.
Пока вопрос о статусе сохранившихся в Новой Лаве объектов культурного наследия решается, комитет пытается восстановить и связь села со Швейцарией. За границей уже найдены родственники Платтена. В последний раз представители этой семьи приезжали в нашу область около 30-40 лет назад.
Тогда сын Фридриха Платтена посещал могилу деда. Теперь родственников швейцарского коммуниста планируется снова пригласить в Россию.
Лидия Пехтерева