Жеребьевка, проведенная в конце прошлой недели в Центризбиркоме, расставила партии по строчкам избирательного бюллетеня. Оппозиция заняла верхние строчки, а первый номер достался «Справедливой России», что в свете происходившего с этой партией в последние месяцы, вероятно, справедливо.
Всего партий в выборах участвует, как известно, семь, и пять первых номеров получили по результатам жеребьевки оппозиционные партии.
Номер 1 – «Справедливая Россия».
Второй – ЛДПР, третий – «Патриоты России», четвертый – КПРФ, пятый «Яблоко», шестой – «Единая Россия».
Оскандалившейся после удаления из лидеров Михаила Прохорова «Правой силе» выпал последний номер седьмой. И руководила этой жеребьевкой, кажется, рука сверху, но не из Кремля или здания правительства России, а выше, поскольку как-то уж очень правильно она выглядит.
Всем сестрам, что называется, по серьгам.
Той же, скажем, «Правой силе».
Большинству россиян, думается, история с Прохоровым показалась несправедливой, некрасивой, когда, как будто по чьей-то команде, за одну ночь было подготовлено и за одно утро осуществлено его отстранение от руководства партией.
И никаких видимых причин для этого не было, кроме заявлений Михаила Прохорова, сделанных им за два месяца нахождения на посту председателя. Самыми неприятными для власти были, пожалуй, его слова о том, что природные богатства России работают на обогащение госаппарата, а не на пользу народа. Этот скандал вокруг Прохорова ознаменовался последним номером «правых» в избирательном бюллетене.
Еще более оправданным выглядит первый номер «Справедливой России». Метаморфозы партии начались после жестких слов критики лидером «СР» Сергеем Мироновым существующих в стране порядков и, наверное, после его предложений ратифицировать статью 20 конвенции ООН против коррупции, узаконить декларирование доходов и расходов не только чиновниками, но и их ближайшей родней, включая родителей, взрослых братьев и сестер, приравнять коррупцию к государственной измене с соответствующими тяжести преступления мерами наказания.
Уж не знаю, почему все это так разозлило власть, только по отношению к Миронову и партии последовал жесточайший прессинг. Сам Сергей Миронов был спешно смещен с должности председателя Совета Федерации и вообще был выведен из числа сенаторов. Потом было организовано, как многие считают, бегство из «СР» так называемых паршивых овец, олицетворением которых стал Александр Бабаков.
После его измены «СР» попыталась в рамках действующих в нынешней Госдуме договоренностей отправить его в отставку с должности заместителя председателя Думы, но встретила сопротивление думского большинства. То есть все договоренности были пущены этим большинством под откос – Бабакова пригрели. Предателей большинство, видимо, любит, прокомментировал этот эпизод Миронов в интервью телеканалу «Россия 24».
Взбодренные действиями Кремля власти в регионах бросились обезьянничать и чинить препятствия «Справедливой России» на местах.
В общем, все как всегда, и в итоге у «СР» первый номер в бюллетене.
Жребий, однако.
Андрей Семенов