На карте Барышского района есть посёлок Орлово. Когда-то он был довольно многолюден, теперь же среди заброшенных улиц обитаема лишь частная ферма, в которой, по рассказам барышцев, царит настоящее крепостное право. Якобы местный фермер набирает рабочих из близлежащих сёл, а зарплату людям платить попросту «забывает»…
С просьбой о помощи в редакцию «Молодёжки» обратились жители двух соседних с Орлово деревень – Степановки и Поповой Мельницы. По словам обратившихся, через хозяйство орловского фермера Петренко (фамилия изменена) прошло больше десяти человек, в том числе и они сами, и как минимум шестеро из них остались без зарплаты. Более того, если верить людской молве, в погоне за бесплатной рабочей силой фермер не гнушался обманом и угрозами.

РДБсила
Приехав в Барышский район к месту, обозначенному на карте как посёлок Орлово, корреспонденты «Молодёжки» отыскали злополучную ферму. Но никого из людей там не застали. По крайней мере, железные ворота, скрывающие сараи и стойла для скота, нам никто не открыл. В чём причина такого закрытого молчания, мы решили узнать у жителей соседнего села Попова Мельница.
– Да там всегда закрыто, – пояснил первый же встреченный нами селянин. – Туда не всех пускают. Вам нужны те, кто там работал? Тогда ступайте к Охотным. Они расскажут, что к чему…
Жители Поповой Мельницы Владимир и Юрий Охотины, отец и сын, по их словам, трудились на Петренко с 2009 по 2010 год. Ухаживали за пятнадцатью коровами, отарой овец и несколькими десятками кроликов. Все месяцы, которые работники провели в трудах, они жили на территории фермы. За круглосуточную работу фермер обещал по 5-8 тысяч рублей в месяц – в зависимости от времени года и сложности работы. Однако, по уверениям Охотиных, они не получили с работодателя ни рубля, зато натерпелись за время работы предостаточно.
– Кормили не понятно чем, спать приходилось чуть ли не со скотом, -вспоминает рабочие будни Владимир Охотин. – А один раз я стадо пас и случайно упустил быка. Понятно, что пошёл его искать. Так спустя час за мной Петренко с сыновьями приехал. Затолкали в машину, начали угрожать – мол, я самовольно ушёл и теперь за плохую работу им ещё и денег должен. А если что не так – так они меня могут и ломом по голове…
В таких условиях, не смея перечить фермеру, Охотины проработали ещё несколько месяцев. А потом всё же ушли, но вот денег за свой труд у хозяина попросить якобы побоялись.
Кроме Охотиных, в такой же ситуации оказался и инвалид третьей группы Александр Джураев, житель соседней Степановки. Со слов Александра, он работал на орловской ферме в то же самое время, что и Охотины. За свой счёт нанимал трактор, чтобы расчищать дорогу, возил на своей лошади корма, а в самые холодные зимние месяцы даже взял несколько голов скота с фермы к себе во двор.
– За всё мне должны были платить по несколько тысяч в месяц, плюс издержки на корма, электроэнергию, – рассказывает Александр Каюмович. – А в результате не заплатили ничего. Коров со двора забрали, а обо мне «забыли»!
Ни с чем, по нашей информации, остались и ещё несколько жителей Барышского района, работавшие в разное время на орловской ферме. В том числе молоденький парнишка – сирота, выпускник детдома. Чтобы найти управу на фермера Петренко, который, по словам людей, задолжал им более 100 тысяч рублей, они написали на него заявление в правоохранительные органы. А вскоре после этого вокруг фермы в Орлово и самого Петренко начали происходить весьма странные вещи…

Заметает следы?
Орловский фермер вдруг решил срочно избавиться от своего бизнеса, передав и ферму, и земли другому барышскому предпринимателю. Более того, видимо, узнав о заявлении и поняв, что запахло жареным, Петренко внезапно «вспомнил» о людях, которые у него работали: самолично объехал бывших работников, раздал им новую партию обещаний, а некоторым даже выплатил с барского плеча по паре-тройке тысяч рублей. Селяне уверены, что такую невиданную «щедрость» бывший работодатель проявил лишь потому, что хочет замести следы, так как сейчас ему не нужны новые проблемы с законом – якобы один из его сыновей попал в какую-то противозаконную передрягу. Правда ли это – пока понять сложно. Поговорить с самим Петренко нам не удалось – мы так и не смогли застать его дома.
P.S. По закону невыплата заработной платы подходит под уголовную статью №145, по которой Петренко может грозить судимость и крупный штраф. Правда, есть одно «но»: официальных договоров о трудоустройстве хитрый землевладелец ни с кем не заключал. Хотя, по нашему мнению, это компенсируется множеством свидетельских показаний. Однако, для правоохранительных органов этих показаний, видимо, недостаточно, так как на заявление пострадавших людей они до сих пор не ответили.

А между тем фермер Петренко – не единственный работодатель в Барышском районе, к которому есть вопросы. К нам в редакцию пришло письмо, на пяти альбомных листах которого можно проследить переписку матери-одиночки, жительницы Барыша, с прокуратурой Барышского района, прокуратурой Ульяновской области и даже приёмной самого президента. Затеяла эту переписку Лилия Дылина не просто так – женщина активно пытается отстоять свои права. В 2008 году она устроилась работать в одну частную фирму сторожем. Правда, принимая Лилию на работу, руководство почему-то не заключило с ней трудовой договор, пообещав сделать это позже. Обещанного Лилия Ивановна ждёт уже почти три года. По устной договорённости ей сначала платили по 6000 рублей в месяц, а затем и того меньше. В итоге фирма задолжала Дылиной более 220 000 рублей. Но как получить эти законно заработанные ею деньги – женщина не знает. В своём письме Лилия Ивановна говорит о том, что в их районе ситуация, когда работников не оформляют, как того требует закон – не редкость. Работодателям это выгодно, а люди, месяцами сидящие без работы, согласны на всё.