Удивительное дело: чем шире река, тем протяжнее, свободнее поётся на её берегах. К примеру, в нашей области, поближе к речкам Суре и Барышу, старинные напевы звучат куда реже. Зато, как говорят собиратели, вдоль Волги крестьянская народная музыка звучит лучше всего. Правда, исполняют её нынче те немногие люди, кого уже и днём с огнём не сыщешь. Вот об этих-то самородках и пойдёт наш рассказ.
Поиском таких самородков, которые играют на старинной гармони, мандолине и особенно любимой в симбирских сёлах балалайке, вот уже 10 лет занимается Сергей Ключников. Сам выходец из наших краёв, Сергей ездит по районам Ульяновской области, узнаёт по сёлам, нет ли среди их обитателей народных музыкантов. Таковые встречаются, но крайне редко – по 2-3 человека на весь район! Это люди (многим из них хорошо за 70) играют ту музыку, слыша которую, большинство из нас вдруг начинают притопывать ногой, хлопать в ладоши и на трезвую голову готовы пуститься в пляс. С участием найденных в таких экспедициях музыкантов Сергей Ключников недавно впервые организовал в Ульяновске фестиваль старинной крестьянской музыки.
– Ранее мы проводили такие фестивали в Москве и Питере – там они даже не нуждались в рекламе и были очень популярны среди молодёжи, – рассказывает Сергей. – Старинная крестьянская музыка невероятно актуальна, её ритмы слышны в современных направлениях, просто исполняются они на других инструментах. Однажды мы выступали в ночном клубе вместе с молодым музыкантом и дедушкой из Майны – публике понравилось. Я заметил, что у ди-джеев и балалаечников вообще много общего: и те, и другие стараются обмениваться опытом со своими коллегами, подсматривают друг у друга какие-то приёмы.
То, что крестьянская музыка исчезает даже в деревне – факт, и всё же люди, можно сказать, из последних возможностей пытаются её сохранить. Так, этим летом во время поездки в село Большое Шуватово Инзенского района Сергею Ключникову встретилась бабушка, которая играет на свадьбах..: на печной заслонке. Жаль, что её не было на прошедшем в Ульяновске фестивале. Зато были другие, не менее-интересные народные музыканты.
Например, Алексей Дувалин до сих пор играет на гармошке на Южном рынке в Ульяновске позабытые всеми старинные самарские припевы.
– Сам я из Кротовки Ульяновского района, с 14 лет с гармошкой хожу, – вспоминает Алексей Иванович. – Бывало, иду по улице, играю, а за мной в три ряда люди идут и поют. И заметьте – все трезвые. В Ульяновске сначала играл на рынке на Куликовке -там был такой уголок гармонистов, где собирались такие же, как и я, вспомнить парочку переборов. Теперь вот на другом рынке играю, но и там ко мне часто приходит молодёжь лет по 30, просят научить их играть. А вот Николай Фролов из р.п. Цильна сетует, что, наоборот, сельская молодёжь крестьянской музыкой перестала интересоваться. Говорит, даже на свадьбы не зовут играть – там теперь своя музыка.
– Я сам с 5-го класса играю плясовые наигрыши, – рассказывает Николай Васильевич. – На гулянках на слух учился у других гармонистов.
Играет Николай Фролов непривычно серьёзно, вроде и весело, но с такой собранностью, что ещё больше начинаешь уважать это мастерство.
Или вот Николай Трузин из Сурского. Детство он провёл в с. Кадышево Карсунского района, там-то лет в 8 и научился играть на гармошке – тогда это было почётно, да и другой музыки не было.
– Научился играть и кадышевский припев – он помедленнее, и сурский перебор – тот быстрее. Играли всей семьёй – отец и ещё двое братьев. Но сейчас нас на праздники уже не зовут…
Односельчанка Николая Трузина Валентина Романова играет на балалайке, инструменте не только теперь редком, но и, скажем так, не женском – всё-таки чаще на нём играют мужчины. Но у Валентины Дмитриевны всегда полно слушателей. Вместе с земляками она в свои 79 лет гастролирует (!) из Сурского, например, в Майну.
– Лет в 10 я бегала к соседям в сарай учиться играть на балалайке. Времена были тяжёлые, голодные – после войны, но мы тогда не унывали.
Валентина Дмитриевна и сегодня держится бодро: она не только поёт, пляшет и играет на балалайке, но и каждую неделю резвым шагом ходит на знаменитую Николину гору поклониться Николаю Угоднику, зимой окунается в купель. И нас, журналистов «Молодёжки», звала искупаться…
Есть среди этих народных самородков и совсем молодой человек. Александр Михайлов, выпускник Саратовской консерватории, уже давно играет и на балалайке, и на гармони, а теперь руководит в Ульяновске ансамблем, который часто выступает на городских площадках.
– Молодёжь быстрее и лучше воспринимает народную музыку, нежели старшее поколение, – уверен Александр. – Она понимает её изюминку. Да и как не любить эту музыку – она же от корней наших идёт.
Екатерина ПОЗДНЯКОВА