Пятилетие Общественной палаты области отмечается на этой неделе. Несмотря на уже немалый для ведомства возраст, палата так и не смогла завоевать доверия ульяновцев.

Для этого ей нужно стать инструментом по защите интересов жителей области. Именно с такой задачей палата создавалась пять лет назад. Но уже тогда попытка донести до чиновников мнение людей закончилась крахом. Теперь, независимо от личности руководителя, общественный орган вряд ли сможет восстановить утраченное доверие, считают члены первого состава палаты.

Шестеро смелых – так в 2008 году называли ульяновцев во главе с доктором технических наук, бывшим ректором УлГТУ, почетным гражданином Ульяновской области Владимиром Ефимовым. Ефимов, будучи председателем первой Общественной палаты региона, и пять его коллег через полтора года после создания этого органа объявили о своем выходе из его состава. Причиной стало откровенное игнорирование властью ею же созданного органа. Началось оно, когда члены палаты стали чересчур упорно отстаивать выработанную точку зрения по некоторым вопросам, а не соглашаться с властью.

– С тех пор я специально не следил за работой палаты, но что в глаза бросалось – прочитывал. Бросалось, что следующий за нами состав рассматривал очень мелкие вопросы, – прослеживает дальнейшую деятельность палаты один из ушедших тогда ее участников, журналист Геннадий Демочкин. – Бросалось, что к ним снова стали ходить чиновники. Когда мы ушли, показательно туда маршем стали являться, целыми отделами, департаментами. Но это была демонстрация, ведь Общественная палата второго состава роли никакой не играла. Потом запомнился скандал с Ермаковым. Были вроде и важные вопросы, но никому не было ни жарко ни холодно оттого, что их обсуждали в палате.

– Ничего не могу припомнить, – вторит ему бывший коллега по палате, доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философии УлГУ Валентин Бажанов, отвечая на вопрос о важных решениях, принимавшихся с участием палаты.

– Как у стороннего наблюдателя у меня складывается впечатление, что мнение палаты не звучало сколь-нибудь громко ни при каком из ее руководителей.

– На праздничное заседание не пойду, потому что считаю, что нынешняя палата не выполняет тех функций, которые должна бы выполнять – быть органом между народом и властью, представлять людей в органах власти. Все свелось к тому, что полномочий палата не имела, с ней никто не считался, – соглашается еще один «выходец» из палаты, известный ульяновский борец за гражданское общество, профессор Исаак Гринберг. – Поэтому правильно мы сделали, когда из нее вышли.

Хотя бы обратили внимание людей на то, что она реально из себя представляет. А ведь за пять лет, если б палата работала, можно было бы сделать очень многое… В то, что у палаты с недавно назначенным новым руководителем Ниной Дергуновой появилась возможность сделать многое, ее бывшие участники верят с трудом. Несмотря на уважительное отношение к самому новому руководителю – доктору наук, заведующей кафедрой политологии и социологии УлГУ.

– И Суворов вряд ли бы что-либо изменил, если бы солдаты у него были никудышные, – рассуждает Валентин Бажанов. – Я не знаю, каковы намерения и идеи Нины Владимировны, но палата формировалась без ее участия и она сама в нее назначена. А человек, руководящей палатой, должен быть независимым.

– Что толку. Ефимов, тоже доктор наук, возглавлял палату и умно, грамотно ставил вопросы. Но ничего не получалось. И у Дергуновой, боюсь, тоже не получится, – говорит Исаак Гринберг.

– При всех ее положительных личных качествах саму ситуацию она переломить не сумеет. Там состав такой: инертная масса, которая совершенно не готова бороться за что-то. А если руководитель захочет закусить удила, то повторит наш путь. И тогда будет сделано все, чтобы убрать ее с этого поста, – предполагает Геннадий Демочкин.

Проблема не столько в личности руководителя палаты, сколько в отношении власти к ней, делают вывод бывшие коллеги по палате. Если власть не готова будет прислушиваться к мнению населения, высказываемому через палату, ее работа бессмысленна.

– Но власть практически рассматривает Общественную палату как некий демпфер между собой и обществом, чтобы утихомиривать общественное недовольство, – констатирует Валентин Бажанов.

Лидия Пехтерева