2-3 ноября 2011 года федеральные каналы озвучили неприметную, на первый взгляд, новость: в ближайшее время из–за границы будет экстрадирован в Россию топ–менеджер ОАО «ИжАвто» Андрей Фролов. За «первой ласточкой» последуют другие фигуранты громкого уголовного дела о преднамеренном банкротстве автогиганта. Ущерб измеряется в 7 млрд рублей. Но какое имеет значение этот факт для нашей области? Оказывается, имеет.

Оглушительный скандал разразился весной вокруг бывшего члена Совета Федерации от Ульяновской области Рустема Шиянова. Ближе к концу апреля стало известно, что якобы сенатор объявлен в федеральный розыск. Не это ли ответ на вопрос, почему 8 апреля 2011 года Шиянов якобы сложил свои полномочия? Региональной власти, хорошо осведомленной о том, что произошло с Шияновым на самом деле, ничего не оставалось делать, как придать событию благопристойный характер. Мол, губернатор Морозов, назначенный на новый срок, обновляет команду. Мудрый управленец решил также поменять своего представителя в Верхней палате парламента. Но при этом почему-то не назвал причин отставки. Но даже без всякого криминального подтекста она витала в воздухе. За 5 лет работы в Совете Федерации наш сенатор ни разу не отчитался перед населением региона. А если отчитываться не о чем?

8 апреля 2011 года губернатор Морозов назначил в Совет Федерации нового представителя. И опять неудачно. 64-летний пенсионер из Москвы Геннадий Савинов, выходец из Ульяновской области, по жизни занимал скромные посты на комсомольской и партийной работе. И нигде не оставил о себе память как о незаурядном и энергичном человеке. Исполнительный функционер в последнее время и вовсе занимал странную должность председателя «Ульяновского землячества» в Москве. Но человеку повезло, и на пенсии наш земляк стал сенатором. Неудачный выбор Сергея Морозова понять можно: срочно понадобилась кандидатура на смену Рустема Викторовича, ударившегося в бега. Поиском бывшего сенатора и бывшего президента самарской группы компаний «СОК» занимается Следственный комитет МВД РФ в рамках уголовного дела. Такого конца в карьере сенатора и следовало ожидать.

Бег на месте

В 2005 году Законодательное Собрание Ульяновской области на удивление дружно проголосовало за избрание жителя Самары в Совет Федерации. Но Шиянова хорошо знали в Москве. Большинство членов Верхней палаты не спешили принять новобранца в свои ряды. Целых 5 месяцев спикер Совета Федерации не включал в повестку дня вопрос о наделении полномочиями нового выдвиженца. Шиянова не пускали на порог здания СФ, не выписывали пропуск и не выделяли кабинет.

Политическому страдальцу помог Сергей Кириенко, руливший тогда Приволжским ПФО и замеченный в тесной дружбе с «СОКом». Как не противился назначению влиятельный Сергей Миронов, ему пришлось смириться. Шиянова назначили в марте 2006 года, с этого момента начался непрекращающийся позор Ульяновской области в Москве и за ее пределами.

Правда, однажды московские журналисты ехидно заметили: как-то раз Рустем Викторович выступил с «ценным предложением»: за курение в неположенных местах штрафовать нарушителей и родителей несовершеннолетних в размере 300 рублей. А потом и вовсе подняли на смех за две «ценные инициативы»: под конец года Собаки наш выдвиженец предложил приравнять бойцовских псов к боевому оружию. А недавно выпустил комикс о вреде курения и наркотиков.

Тайное стало явным

После того как Сергей Морозов выдвинул Шиянова в Совет Федерации, благодарный кандидат сложил с себя полномочия президента ЗАО «Группа компаний «СОК» и внешне занялся политической карьерой. Как честный человек, он опубликовал Декларацию о доходах, в которой перечислил скромное имущество: автомобиль ГАЗ-21, «Тайота-Ленд Крузер», мотоциклы «Хонда» и «Ямаха». Но не за видимым богатством Рустем Викторович стремился в Совет Федерации. Очевидно, он фактически никогда не расставался с «СОКом» и пришел продвигать его интересы. Самые большие стратегические планы у группы компаний на тот момент сосредоточились на ОАО «Ижевский автомобильный завод». Сам Шиянов до назначения в сенаторы играл там ключевую роль.

ОАО «ИжАвто» всегда было процветающим предприятием, но для дальнейшего развития у государства не хватало больших средств. Те, кто передал завод «СОКу» с надеждой на большую перспективу, сделали непоправимую ошибку. Группа компаний, которая начинала с разлива минералки и выпуска пластикового ширпотреба, не могла за короткое время освоить автомобилестроение на современном этапе. Еще какое-то время ОАО «Ижевский автомобильный завод» сохраняло твердые позиции, благодаря накопленному потенциалу. Но позже начал стремительно их сдавать. Новые хозяева «ИжАвто» предпочитали работать не в русле технического прогресса, а в стиле криминальных разборок. Они быстро вычислили заклятого конкурента, который сильнее всех мешал захватить автомобильный рынок в России. Костью в горле стал «Автотор-Холдинг» в Калининграде, который выпускал более двух десятков автомобилей из узлов и агрегатов иностранного производства. Благодаря статусу Калининграда как «особой экономической зоны», автомобилестроители получили право беспошлинного ввоза деталей и агрегатов из-за границы и такого же вывоза собранных иномарок за рубеж. Именно «Автотор-Холдинг» мешал продвигать «ИжАвто» свою продукцию.

Вначале коллеги в Совете Федерации не понимали, почему Рустем Викторович начал громко отстаивать права на реализацию продукции «Ижевского автомобильного завода» и предложил сенаторам принять ограничительный документ в отношении «Автотор-Холдинга». Для этого представитель Ульяновской области, работавший в СФ заместителем председателя комитета по промышленности, обратился с официальными письмами к ряду министерств России, в том числе Министерству промышленности, чтобы лишить беспошлинного права «Автотор -Холдинг». А потом и вовсе достучался до Правительства РФ и убедил слабых хозяйственников, что России пора открывать заводы с полным циклом сборки, исключив ввоз зарубежных деталей и агрегатов. У калининградцев, которым для развития государство в свое время не пожалело 820 миллионов евро, чуть не случился коллективный инфаркт. Но сама судьба защитила «Автотор -Холдинг». С ушедшими в отставку правительственными управленцами, накрылись медным тазом ценные предложения Шиянова. А на письма в Министерства РФ никто не обратил внимания. Еще некоторое время «ИжАвто» продержался на плаву, потом «СОК» решил продать завод Тольятти. Но на АвтоВАЗе сильно не любили земляков, хорошо понимая настоящие причины интереса к автогиганту. После многих неудач «ИжАвто» некоторое время дышал и даже набирал темпы, выпуская с конвейера «Kia-Specta». Первые раскаты грома появились в виде массового сокращения рабочего коллектива. Ситуацию объявили временной и поправимой, сославшись на автомобильный кризис в стране. Однако вскоре наступил момент истины: в марте 2010 года Арбитражный суд РФ объявил «ИжАвто» полным банкротом. К тому времени завод задолжал Сбербанку РФ многомиллиардные суммы.

Уголовное дело

В ижевских правоохранительных органах сразу заподозрили неладное и начали проверку всех обстоятельств банкротства. Сбербанк РФ инициировал глубокий поиск пропавших кредитов. Но объем материала оказался настолько велик и афера такой масштабной, что в 2009 году Генеральная прокуратура РФ заявила о возбуждении уголовного дела и поручила расследование Следственному комитету МВД РФ. Уже на стадии предварительного расследования выяснилась вина руководства ОАО «Ижевский автомобильный завод» и его собственника в лице миллиардера Юрия Качмазова.

14 февраля 2011 года следователи МВД предъявили обвинение основному акционеру «ИжАвто» Юрию Качмазову, топ-менеджерам Андрею Фролову и Юрию Амелину, бывшему директору «ИжАвто» Михаилу Добындо, директору по экономике и финансам Евгению Страхову. Фигурантам вменяется совершение действий по вывозу ликвидного имущества. «Вступив в преступный сговор, они вывели из ОАО «ИжАвто» денежные средства, акции, автомобили и доли в уставных капиталах других предприятий». 24 апреля Хамовнический суд Москвы заочно арестовал Качмазова, Фролова и Амелина, обвинив их не только в «преднамеренном банкротстве», но и «мошенничестве». Однако, по некоторым сведениям, Качмазов и его сообщники уже обосновались в Объединенных Арабских Эмиратах. Тогда и всплыла информация об объявленном в федеральный розыск бывшем члене Совета Федерации Рустеме Шиянове. Сбежал и сенатор из нашего региона. Почему же так тщательно скрывается информация о конце сенаторской деятельности Шиянова? Уж не за «заслуги» ли в Верхней палате парламента? Или за большие деньги?
Валентин БОНДАРЬ