Василий ГОРОДОВИКОВ
Конец 2011 года, согласно многочисленным заявлениям ульяновских властей, должен был стать важным этапом в решении проблем «Авиастара».
На взлёт!
Весьма показательно интервью, которое губернатор Сергей Морозов дал в декабре 2010 года корреспондентам ИТАР-ТАСС. Тогда губернатор не стал зацикливаться на ранее широко обнародованных и с треском провалившихся планах построить в Ульяновске завод по сборке американского самолета Eclipse 500, строить российско-чешские самолеты EV-55, производить сборку снятых с производства в Канаде самолетов DHC-6 Twinn Otter Series 400 и ряде других проектов.
Рассказывал Сергей Иванович журналистам о планах поднять 25 декабря в воздух Ил-476, о наличии в «копилке» планов по строительству самолета МС-21, о планах по возобновлению производства «Русланов», о намерении убедить руководство страны поставить на капитальный ремонт в Ульяновске несколько десятков «Русланов», о планах сборки на «Авиастаре» российско-индийского самолета MTI, о производстве российско-украинского самолета Ан-70. «Мы понимаем, что в ближайшее время мы должны стать полноценной авиационной столицей России, – убеждал журналистов губернатор. – И это касается не только загрузки «Авиастара», о котором могу совершенно откровенно сказать, что у нас нет беспокойства за его судьбу».
Начало 2011 года изобиловало амбициозными планами, которые озвучивало не столько руководство «Авиастара», сколько губернатор Морозов. В числе приоритетного проекта губернатор 10 февраля 2011 года назвал полную загрузку производственных мощностей завода «Авиастар». Это должно было быть обеспечено за счет сборки к концу года 11 самолетов, возобновления выпуска самолета Ан-124, освоения производства транспортного самолета Ил-476 и военно-транспортного самолета Ан-70, а также реализации проекта по конвертации пассажирских самолетов Airbus в грузовые. В результате, как обещал губернатор, до 2015 года на заводе планировалось организовать более 6 тысяч рабочих мест. Много говорили о создании особой экономической зоны портового типа (ПОЭЗ), в которой планировалось разместить пункты техобслуживания самолетов, построить завод по производству композитных материалов и многое другое.
На авиасалоне в Ле Бурже было подписано соглашение о реализации инвестиционного проекта по созданию Центра технического обслуживания и ремонта самолётов Boeing, Airbus и других типов в ПОЭЗ.
Пиком взлета амбициозных планов ульяновских властей стал авиасалон «МАКС-2011», который в августе проходил в подмосковном Жуковском. После завершения работы салона было объявлено, что правительство области ожидает приток прямых инвестиций в объеме не менее 20 млрд рублей, что будет создан кластер «Ульяновск-авиа», в который должны войти порядка 20 региональных предприятий. Объявлено, что к 2013 году в городе появятся новые улицы, новые районы. Во время авиафорума были подписаны три соглашения: межрегиональное соглашение о сотрудничестве в сфере развития авиации; соглашение, посвященное сотрудничеству в сферах энергоэффективности и энергосбережения; соглашение о совместном продвижении Международного авиакосмического салона и Международного автотранспортного форума на всех рынках. Была достигнута предварительная договоренность о производстве еще трех экземпляров Ил-476, проведены переговоры с руководством краснодарской компании SimAviation и авиакомпании UTаir о создании на территории России сборочного производства американских самолетов «Piper». Еще было заявлено об открытии представительств Ульяновской области в Германии, Франции, Китае. «В результате, по нашим прогнозам, мы буквально через 10 лет займем не менее трети мирового рынка, причем охватим не только постсоветское пространство, а, как минимум, всю восточную Европу», – еще в декабре 2010 года расписывал перспективы перед корреспондентами ИТАР-ТАСС Сергей Морозов. Казалось бы, регион и в самом деле совсем близок к «взлету»…
Крушение амбиций
Когда представители областного правительства в августе взахлеб рассказывали ульяновцам о сумме в 20 млрд рублей, на которую якобы были подписаны соглашения на авиасалоне «МАКС-2011», они, мягко говоря, плутовали. Премьер-министр Владмир Путин вполне ясно сказал: «Россия должна инвестировать в авиапром России 25 млрд рублей». То есть речь идет о ВСЕХ инвестициях во ВСЮ авиапромышленную отрасль ВСЕЙ Росии, а не только Ульяновска.
В перспективности сборки в Ульяновске самолета МС-21 сейчас нет ясности. Первоначально она планировалась на «Авиастаре». Однако позже речь пошла об Иркутске, как об основном сборщике самолета. Ульяновску в таком случае будет отведена роль смежника-поставщика некоторых деталей, возможно, узлов, мебели для салона. Площадка для сборки украинских самолетов нового поколения Ан-70 в России также может быть изменена — об этом заявил на «МАКС-2011» генконструктор украинского предприятия «Антонов» Дмитрий Кива. По его словам, первоначально планировалось собирать Ан-70 в Ульяновске, крылья самолета предполагалось изготавливать на казанском авиазаводе, однако эти планы были скорректированы — сейчас в качестве вариантов рассматриваются авиазаводы «Авиакор» в Самаре и воронежский ВАСО.
Иностранные компании теснят российских производителей на внутреннем рынке. После крушения 7 сентября под Ярославлем самолета ЯК-42 президент Дмитрий Медведев высказался за отказ от приобретения отечественных самолетов и за переоснащение воздушного пассажирского флота России иностранными машинами. Результаты налицо — Сбербанк России и «Боинг» подписали соглашение о развитии взаимовыгодных возможностей для авиационного лизинга на рынке России и СНГ. Крупным ударом по ульяновскому авиапрому стал выход ОАК из двух компаний, связанных ПОЭЗ. Это ООО «УК «Волга Технопорт» и СП Airbus Freighter Conversion GmbH (AFC). Принципиальное решение о выходе ОАК из этих компаний было принято летом. Маловероятно, что в руководстве области, объявившем после авиасалона о заключении трех сооблазнительных контрактов, в том числе с «Волга Технопорт», о планах выхода ОАК ничего не было известно.
На ОАК руководители области возлагали особые надежды в своих планах по преобразованию Ульяновска в авиационную столицу России. Теперь проект по конвертации в Ульяновске компанией AFC пассажирских самолетов А-310 в грузовые, ставший невыгодным ввиду изменений в конкурентной ситуации на международном рынке, можно считать похороненным. А ООО «Волга Технопорт» создавалось по совместному решению ОАК и правительства Ульяновской области в качестве управляющей компании ПОЭЗ. В результате выхода ОАК из обоих компаний их деятельность заморожена.
Пир во время чумы?
Конкретные заказы с фаталистическим упорством пролетают мимо «портфеля» «Авиастара». Контракты ни по ТУ-204СМ, ни по Ил-76 не подписаны. «Пролетели» мимо «Авиастара» контракты с фирмой Red Wings и Ираном. Губернатор Сергей Морозов неоднократно высказывался о том, что в конце 2011 года будет собран первый самолет ИЛ-476, но его летные испытания могут начаться не ранее апреля 2012 года. Не подписан контракт с министерством обороны на приобретение 50 самолетов ИЛ-76. О каком производстве на «Авиастаре» обещанных весной губернатором 11 самолетов до конца нынешнего года может идти речь, когда нет ни денег, ни контрактов? Для сборки самолетов все, начиная от материалов для клепки фюзеляжа, ранее поставлялось в Ульяновск с заводов, которых насчитывалось от 250 до 300 и которые размещались по всей территории СССР. Теперь часть из этих заводов оказалась за границей, часть развалилась, часть перепрофилировалась. Чтобы собрать самолет требуется от 6 до 10 месяцев. А до конца года осталось?
Единственными реальными результатами амбициозных планов губернатора Морозова в уходящем году стали лишь завершение летно-конструкторских испытаний самолета Ту-204-300, собранного для «Специального летного отряда «Россия» Управделами президента РФ и регистрация в июле товарного знака «Авиационная столица России». А что оставалось делать, если в других регионах России никак не признавали за Ульяновском столь громкого названия? Пусть признают хоть за деньги купленный товарный знак!
Среди последних перспективных планов заключение контрактов на поставку, начиная с 2013 года, 3 самолетов ТУ-204 СМ для Сирии и 3 самолетов для Украины. Другие покупатели ульяновских самолетов, оборудование для которых было разработано три десятка лет тому назад, не нашлись. Вряд ли они появятся в перспективе. Да и на два озвученных контракта особых надежд нет. Сирия постоянно обкладывается экономическими санкциями то ООН, то США. Сейчас у Сириии конфликт с Лигой арабских государств. А двигатели и часть авионики для наших самолетов собираются из комплектующих, которые поставляют американцы.
Достаточно правительству США наложить эмбарго на поставку в Россию комплектующих, и не только «Авиастар», но и весь российский авиапром могут рухнуть окончательно. На Украину, с которой за последние два десятилетия было заключено много соглашений, но которые не были выполнены, надежд тоже нет. Не забыли власти и о шумных мероприятиях, никак не меньше международного уровня, с неизбежными песнями-плясками. В августе 2012 года запланировано проведение в Ульяновске второго международного авиатранспортного форума с развлекательными соревнованиями и концертом звезд. Как показало проведение первого форума в Ульяновске в этом году, после которого положение «Авиастара» ничуть не улучшилось, это дорогостоящее, но бесполезное мероприятие. В городе, не производящем самолеты, такое шоу более всего будет похоже на пир во время чумы. А вот даты подлинной истории развития авиационной отрасли в Ульяновске отмечаются куда скромнее. 19 ноября свой 80-летний юбилей отметил Ульяновский аэроклуб ДОСААФ. Эта дата является началом работы в Ульяновске первого авиационного учебного заведения. К ней местные власти лично никакого отношения не имеют, потому она была отмечена скромно.
Правительству Ульяновской области накануне выборов остается уповать, разве что, на дирижабль, который область приобрела пару лет тому назад и первый полет которого был запланирован на декабрь 2011 года. Возможно, накануне выборов хоть он совершит агитационный полет над областью вместо так и не собранных 11 самолетов, являя собой печальный результат несостоявшихся авиастроительных амбиций власти?