В ближайшее время в Ульяновске должна появиться еще одна экологическая палата – городская.
Главной проблемой при создании нового органа оказалась нехватка его потенциальных участников. Многие из кандидатов считают появление еще одной общественной экологической структуры при власти бессмысленным.

На заседании областной экологической палаты на этой неделе губернатор Сергей Морозов заявил, что аналогичные региональной палате органы – экологические советы – должны быть созданы во всех муниципальных образованиях области. Некоторые районы уже озаботились этим вопросом.

Ульяновск, как выяснилось, к созданию экосовета тоже готов.

Постановление мэра о создании новой общественной структуры при городской администрации может быть подписано в ближайшие дни. Проекты документов по этому вопросу уже составлены и опубликованы на сайте мэрии.

Согласно проекту, вместе с экологическим советом в Ульяновске может появиться и своя экологическая палата. Таким названием предлагается обозначить председателя и руководителей комиссий экосовета, которые будут собираться без остальных членов палаты для решения отдельных вопросов.

Конкретное число участников совета в проекте постановления не определено. В списке его возможных членов, опубликованном вместе с проектом постановления, – 26 человек. Значительную часть из них составляют ульяновцы, уже вошедшие в областную экологическую палату.

Напомним, она была создана три месяца назад также по инициативе губернатора.

Начальник отдела экологии мэрии Данила Урдин на вопрос о том, есть ли смысл создавать практически дублирующий по составу областную палату орган, отмечает, что о дублировании функций речи не идет. По его словам, городской экосовет может стать своеобразной рабочей группой для областной экопалаты.

Городская инстанция будет рассматривать важные для Ульяновска проблемы, а при признании их значимости для всей области они будут выноситься на региональный уровень.

Председатель областной экопалаты Нина Благовещенская, которая только от нас узнала о присутствии своего имени среди потенциальных участников нового совета, говорит, что оценить целесообразность создания подобного органа в Ульяновске ей сложно. В районах области, пояснила она, экосоветы определенно нужны, в частности, потому что экопалате порой сложно выяснить реальную картину происходящего в муниципалитетах и оперативно узнать о появлении там каких-либо проблем. А вот городские проблемы экопалате очень близки – подавляющее большинство ее членов живут в Ульяновске.

После обсуждения этого вопроса с Урдиным, по словам Благовещенской, на данный момент предлагается составить новый список кандидатов в городской экосовет, включив в него в основном экологов работающих в городе предприятий. Общественники же, находясь в региональной палате, смогут подключаться в нужный момент к городским проблемам.

Впрочем, коллеги Нины Благовещенской по экопалате полагают, что создание новой структуры городского уровня большой пользы не принесет. Зачем же дублировать имеющуюся палату, тем более что в ее состав на днях были добавлены новые участники, спрашивает краевед Сергей Петров, также включенный в проект списка членов нового органа.

Появление городского совета, опасается он, может привести к тому, что многие актуальные проблемы будут обсуждаться лишь на уровне мэрии, не поднимаясь выше.

Еще один член экопалаты, кандидат биологических наук, доцент УлГУ Дмитрий Семенов, имя которого также попало в проект постановления мэра, отмечает, что не стоит умножать сущности без надобности. Даже экопалата, по его мнению, сейчас выполняет скорее функцию клапана для уменьшения напряженности в экологических вопросах, чем реально решает имеющиеся проблемы: «Пока реальных результатов не видно от наших обсуждений. Мы соберемся, поговорим, душу облегчим, а ситуация так и не изменится. Пройдет то решение, которое нужно начальству».

Сомнения в эффективности всевозможных экологических общественных органов подтверждает бывший главный эколог Ульяновска Андрей Салтыков. Его приглашали в состав областной экопалаты, в том числе предлагали выдвигаться на должность ее председателя, звали и в состав создающегося городского экосовета. От обоих предложений эколог отказался.

«Не хотелось бы быть прикрытием для сомнительных решений, на общественных началах создавать видимость работы, – объясняет он свои отказы. – Уверен, что совет, как и палата, будет выполнять прямо противоположную защите окружающей среды функцию». Хотя, отмечает Салтыков, в составе экопалаты есть по-настоящему болеющие за экологию люди. Но она рассматривает мало серьезных вопросов: говорит в основном про то, где какую ель сносить или нет, а, к примеру, вопрос про создание в НИИАРе могильника радиоактивных отходов и новых реакторов не поднимает. «С рассматриваемыми сейчас вопросами надо не в палату идти, надо просто к их решению профессионально подходить. Тогда не будет конфликтов с общественностью, объясняет эколог. – Чиновники же, которые к охране окружающей среды непрофессионально относятся, так и будут прятаться за мнение общественности».

Лидия Пехтерева