На днях старинную водонапорную башню, стоящую на территории локомотивного депо в Железнодорожном районе Ульяновска, начали разбирать рабочие. Дальнейшая судьба строения пока неизвестна, между тем оно является свидетелем и даже непосредственным участником важнейших для истории нашего города событий гражданской войны.
В комитет области по культурному наследию поступило заявление о рассмотрении возможности сохранения водонапорной башни начала XX века, расположенной на территории локомотивного депо в Ульяновске, сообщил нам председатель комитета Шарпудин Хаутиев. Заявление направил доцент УлГУ, член областной экологической палаты Дмитрий Семенов. Он много лет занимается историей гражданской войны в Симбирске.
На старинной башне, рассказал Дмитрий Семенов, уже разобран верхний деревянный этаж. Что будет с ней дальше, непонятно. Пресс-секретарь Волго-Камского региона Куйбышевской железной дороги, к которому относятся ульяновские железные дороги, Наталья Селезнева сообщила, что уточнит это в ближайшее время.
Дмитрий Семенов надеется, что башню удастся сохранить. В начале XX века в черте города в этом районе было
Зве водонапорные башни, объясняет н. От первой остался только фундамент, который еще заметен в гаражах у старого вокзала. Вторая до недавнего времени стояла полностью сохранившейся в депо.
Дело не просто в ее возрасте. В 1918 году водонапорная башня успела занять свое место в истории города как одна из важных точек боев гражданской войны.
«Командиром полка с 11 сентября стал Петр Устинов, старый фронтовик, ранее награжденный за храбрость Георгиевским крестом и получивший звание унтер-офицера… В боях за Симбирск он часто ходил в разведку, бывал на волоске от гибели. И теперь Устинов сам пополз на левый фланг в поисках наиболее уязвимых мест обороны противника. Спустившись к Свияге, он двинулся к поселку Туть. Увидев водокачку, осторожно подобрался к ней, влез на крышу и стал наблюдать. Обнаружив, что правый фланг белых метров на 200 не доходит до берега реки, Устинов немедленно воспользовался этой ошибкой врага. Вернувшись к своим, он взял роту Евстропова, провел ее берегом и расположил на крыше погреба водокачки; отобрал 15 бойцов с гранатами и приказал остальным быть наготове и по сигналу – взрыву гранат – немедленно открывать огонь по белым цепям. Прикрываясь заборами, Устинов с бойцами пробрался к крайней улице поселка. В это время белогвардейцы заметили роту на водокачке и стали загибать свой фланг. Но было уже поздно. В сторону белых полетели фанаты… А с водокачки уже били пулеметы и винтовки бойцов Евстропова. От неожиданного грохота взрывов и ружейно-пулеметного огня враги бежали с позиции, бросая на своем пути снаряжение, винтовки. В это время с фронта цепи первого полка с криком «ура» перешли в атаку. Быстро пройдя поселок Туть, полк Устинова захватил железнодорожный вокзал и вступил в город, продвигаясь по Сызранской улице (сейчас 12 Сентября) к центру Симбирска», – так в советском путеводителе по местам боев гражданской войны в Ульяновске описывались действия первого Симбирского полка Железной дивизии под руководством Петра Устинова при освобождении города от белых.
Дело было в тотомый день 12 сентября 1918 года, в честь которого получила новое название улица Сызранская. Полк Устинова, первым из частей красных ворвавшись в город, открыл победное наступление Железной дивизии. Сам Устинов, кроме боевых успехов, позже стал известен еше и своим младшим братом Дмитрием – наркомом вооружения и министром обороны СССР.
Для успеха наступления же в тот день немалую роль сыграла замеченная Устиновым водокачка. Это и есть, говорит Дмитрий Семенов, стоящая на территории локомотивного депо водонапорная башня. Это ему в свое время подтверждали старожилы Железнодорожного района, которые хранили в своей памяти события тех лет.
Сейчас свидетелей тех событий в живых уже нет. Да и о самой гражданской войне, для хода которой бои за Симбирск имели важнейшее значение, в городе вспоминают крайне редко. К примеру, мало кто знает о захоронениях участников боев за город, имеющихся на территории Железнодорожного района. Чтобы не утратить память о тех событиях, необходимо сохранить башню, которая является практически их участником, считает Дмитрий Семенов.
Лидия ПЕХТВРЕВА