20 лет исполняется в этом году Музею народного творчества, живущему в старинном особнячке под крышей Мемцентра. За этот не такой уж большой для учреждения культуры срок его выставки и проекты смогли стать ярким событием не только на территории области, но и в международном культурном пространстве. Познакомиться с самыми яркими работами из уникальной коллекции музея, собранной за два десятка лет, ульяновцы смогут на выставке, открывающейся в среду.
Юбилейную выставку еще до ее официального открытия посетили важные гости – делегация экспертов из Совета Европы, приехавшая в Ульяновск в рамках проекта «Культурная столица». Когда-то, вспоминает заместитель директора Мемориала по научной работе Валерий Перфилов, в домик, где сейчас находится музей, также обязательно заходили важные гости. В советские времена в нем располагалась экспозиция подарков Владимиру Ленину, открытая в 1970 году. Но пришли 1990-е, и туристов, желающих посмотреть на подношения вождю, стало немного. «Это был период, когда мы думали над тем, как нашу работу актуализировать, переосмыслить, переформатировать.
И возникла идея создать Музей народного творчества, ведь его тема перекликалась с прежней экспозицией.
В ней тоже были образцы такого творчества, но с идеологической нагрузкой», – рассказывает о найденном решении Валерий Перфилов, тогда возглавлявший музей в Мемориале.
За воплощение идеи взялась ее главный автор – пришедшая в коллектив Мемориала Ирина Павлова. С тех пор уже 20 лет она является заведующей Музеем народного творчества, несмотря на все перемены его статуса. В последние годы музей существует как филиал областного Центра народной культуры.
А тогда, 20 лет назад, отбросив идеологию, пришлось начинать практически с нуля. «Это не просто музей, это некий авторский проект Ирины Павловой», – отмечает Валерий Перфилов. «Важно нужному человеку оказаться в нужное время и на своем месте – том единственном, которое становится делом жизни, поддерживает его доктор филологических наук, профессор УлГПУ, фольклорист Майя Чередникова. – У Ирины Васильевны есть особый дар находить незаурядных людей там, где другой бы их и не заметил. Она находится в постоянном поиске и каком-то восторженном состоянии.
Это могло бы быть минусом, но этот восторг обращен к новым талантам, новым художникам. Это потребность все время открывать новое в мире и делиться этим с миром».
Благодаря этим постоянным поискам музей обзавелся богатейшей коллекцией, оброс связями с интереснейшими людьми как в регионе, так и по всей стране, а также собрал уникальный коллектив, уже много лет оказывающий огромную поддержку в работе своему руководителю.
Именно люди, а не только коллекция, – вот чем славен сейчас музей. «Он стал не только традиционным музеем, но и неким социальным институтом, у него сложился свой круг людей, которые приходят в него на разные мероприятия, которым в нем интересно», – объясняет Валерий Перфилов. На уровне региона музей известен как один из центров притяжения народных мастеров. На федеральном и даже международном уровне он прославился своими открытиями наивных художников.
«Именно ульяновский музей был одним из первых, кто приветствовал наивное искусство, когда еще существовало какое-то неприятие его.
Только через время, когда выяснилось, что и за рубежом это направление развивается, на него стали обращать больше внимания», – вспоминает кандидат искусствоведения, сотрудник Российского института культурологии Ольга Балдина, много лет сотрудничающая с ульяновским музеем.
Одним из важнейших событий в продвижении музеем ульяновских наивов стала выставка картин Николая Козырина, состоявшаяся в 1999 году в одном из самых престижных художественных центров России Музее изобразительных искусств имени Пушкина. Поволжские наивы, открытые музеем, выставлялись и в Москве, и за границей. Много лет музей сотрудничает в организации выставок с Московским музеем наивного искусства.
Музеи в Москве, Пскове, Вологде, Суздале и Ульяновске – директор столичного музея Владимир Грозин перечисляет учреждения, профессионально работающие в нашей страны с наивным искусством. Ульяновский музей – один из немногих и самых активных. «Если бы его не было, в Ульяновской области просто заглохло бы все, не было ни Козырина, ни других. Художники растворились бы по России, по частным коллекциям», – объясняет Владимир Грозин.
Выискивая этих художников, собирая их работы и продвигая их, музей совершил переворот в ульяновской среде, считает филолог Владимир Шевченко: «Сам музей проломил заасфальтированность сознания. И творческой интеллигенции, и обывателей. И он продолжает ломать обыденность представлений о том, кто и как может творить».
Татьяна Михайлова