Наталья Кайнара
Когда мне было 33 года, товарищей набежало на день рождение так много, что подаренные мне розы просто бросали в ванну с холодной водой — в вазы не вмещались. Здесь были и старые друзья, и новые, и туристы, и «артисты» драмкружка… В том году мы поставили силами КСП большой спектакль – «Оловянные кольца» с песнями Виктора Луферова. Из хулиганских побуждений в этот день кто-то разлил на подоконнике, заглянув с улицы на наш первый этаж, целый флакон духов. Тесно было от людей, ароматов, шума и песен!
В этом году юбилей клуба авторской песни (КСП — клуб самодеятельной песни) собрал неизмеримо больше… друзей? Большинство из пришедших в этот вечер в концертный зал Мемцентра, мне кажется, не знали друг друга, но ощущалось — особенно по тому, как слушали и воспринимали песни, – ощущалось, что ты среди друзей! Говорят, было около полутора тысяч человек. За 35 лет существования клуба через него… сквозь него… посредством него… Как описать встающие перед глазами ряды смеющихся, поющих, неугомонных и неусидчивых людей, призрачной толпой кочующей с рюкзаками и гитарами сквозь годы, леса и родные стены клуба? Многих уже нет среди нас: кто-то уехал в другие города и страны, кто-то покинул наш мир. И все же как много нас! Ведь не все вместились в зале, ведь далеко не все знали об этом дне встречи птенцов из гнезда КСП.
Основателя клуба Евгения Александровича Сигалаева нет с нами уже давно. Как много сил и здоровья он положил на то, чтобы клуб авторской песни стал ярким явлением в жизни Ульяновска семидесятых годов прошлого столетия!
Для кого-то встреча с песней в этом клубе определила судьбу. Кто-то спасся от хандры и безверия. Как много тех, кто нашел здесь верных друзей! Как много радостных минут нам подарили песни бардов и продолжение песен — туристические тропы! Ничто в этом мире не проходит бесследно. Какими мы были бы без этих песен, без замечательных строчек поэтов-современников, дающими мужество и силы оставаться такими, как есть?
Чем был клуб авторской песни для людей старшего поколения, считающих его своим вот уже три десятка лет?
Ольга Свешникова, историк, автор книг о Симбирске:
– Это настоящая школа жизни. Евгений Александрович был мудрым человеком: с нами, совсем молодыми, да и с подростками, он говорил, как со взрослыми людьми. Никогда не давал готовых ответов, не подсказывал, где белое, а где черное, не навязывал своего мнения. Авторы и исполнители приезжали разные, а потом были посиделки и горячие споры. Песня была поводом для встречи людей, через песню мы познавали жизнь и узнавали друг друга. Определялась жизненная позиция.
Действительно, в клубе не только пели, но и просто приходили пообщаться. Кто-то играл в шахматы, кто-то обсуждал маршрут будущего похода, пили чай с сушками — прибегали голодными после вуза, с работы. Когда же кто-то брал в руки гитару, начиная ее настраивать, то оказывался в центре внимания. Звучали спетые и не очень голоса, новые и старые (очень любимые) песни, щелкали фотоаппараты, а порой жужжала кинокамера. Появление в дверях знакомых лиц вызывало радостные возгласы приветствий.
На вопрос, много ли значил и значит в ее жизни КСП, Румия Маскова(Тагирова), врач-стоматолог, предпринимательница, отвечает:
– Не просто много, а очень много! Когда я туда пришла, когда познакомилась с теми, кто там обитал, стала слушать песни — клуб мне душу перевернул. До этого какая-то неясность была, чего-то не хватало, не находило что-то во мне выхода. В этих песнях узнавала свои мысли и чувства, то, что сама не могла выразить. И так хорошо мне стало среди этих мелодий, среди друзей. Это были первые впечатления, а теперь… в жизни столько жестокости появилось. И опять так нужны эти песни, вера в светлую душу человека. Вообще, песни собирают в тесный круг тех, кто чувствует так же.
Конечно, появление в Ульяновске КСП не было уникальным явлением. Сотни клубов возникали в стране на мощной волне развития авторской песни. Феномен этого нового жанра и его необыкновенной популярности в период застоя еще долго будут изучать и растолковывать. Вероятно, просто безмолвствующий народ огромной страны, наконец-то, обрел возможность выразить себя. Причем не только в высоком искусстве (которое испытывало гнет цензуры), но и в сиюминутной повседневности, в непритязательных песенках, «городском шансоне». Иначе чем объяснить необыкновенную популярность песен Владимира Высоцкого, Александра Галича, Евгения Клячкина, Булата Окуджавы, Юрия Визбора? Они имели смелость сказать то, о чем другие молчали, не умея или не решаясь высказаться. Действительно, за искренность авторы песен расплачивались своими нелегкими судьбами и жизнью. Звенели вместе со струнами гитары натянутые струны души народа, песни смеялись и высмеивали, горевали и дарили счастье. И, вглядываясь в лица поющих, хотелось прошептать слова Пушкина: «Друзья мои, прекрасен наш союз!» Сияющие глаза говорили о готовности любить и совершать подвиги. Удалось ли нам это?
Столь немалый срок существования клуба — уже деяние. Признанным собирателем истории КСП «старики» считают Николая Клюшкина, туриста-горника, инженера-испытателя автотранспорта. Вот этапы становления клуба:
– Туристический клуб ульяновского пединститута «Бригантина» уже с 1972 года проводил концерты авторской песни, приглашал известных авторов. А 19 октября 1976 года по инициативе Р. и Т. Лутфуллиных во Дворце профсоюзов прошло собрание, со дня которого и идет «летопись» жизни Ульяновского клуба авторской песни. С 1977 года до последнего дня своей жизни, до 1984 года, его бессменным президентом был Евгений Александрович Сигалаев. В эти годы произошло много значимых для членов клуба и всего города событий, например, фестиваль авторской песни «Поволжье-78», «Гамбургский счет» в 1979 году (были приглашены и приехали с разных концов страны 17 известных бардов), вечер памяти Высоцкого в 1981 году и другие. Концерты собирали много людей, большой зал Дворца профсоюзов был всегда переполнен.
Эмоционально дополняет рассказ супруга Роза Клюшкина, преподаватель УГСА: – Евгений Александрович Сигалаев был для нас и другом, и учителем, помог нам сформировать свое отношение к окружающему, понять, что не материальное благополучие — самое главное в жизни. А после того, как клуб осиротел, большую работу взял на себя Сергей Юрьев. Многие почему-то уже не помнят, что именно он вместе с Сергеем Тимофеевым положил начало фестивалям авторской песни в Ломах. Они же организовывали в эти нелегкие годы концерты авторской песни, продолжая добрые традиции клуба. На простой вопрос — чем стал клуб в вашей жизни? – ответы звучат очень эмоциональные и далеко не краткие, не уместить в небольшой заметке. Вот они, если, как у Маяковского, «телеграфной строкой». Александр Олешкевич (Саша Большой), преподаватель УлГТУ:
— КСП для меня — это полный переворот в жизни. В положительную сторону. Жизнь пошла бурная. Я рад, что все так случилось. Хорошие были времена, и мы — такие молодые!
Александр Баринов (Саша Маленький), руководитель производства лодочных двигателей:
– КСП? Он меня образовал — как человека. Дал жизненную позицию, кругозор. Показал многовариантность мира.
Кстати, и Саша Большой, и Саша Маленький — весьма рослые оба, хотя по весовым категориям Большому Маленького уже не догнать. Первый сыграл в клубе очень важную роль, став душой походной жизни, а второй, придя в стены клуба подростком, с открытым сердцем влился в туристическое и песенное движение.
Людмила Питченко, учитель музыки:
– КСП — это образ жизни, ее содержание. Через песни, через агитпоходы, через дружбу я познавала мир.
Людмила вместе с такими членами клуба, как Алексей Немков, Константин и Татьяна Николаевы, Стас Кушманцев и многие другие, не только слушала и подпевала, но и сама стала исполнительницей. Прошли годы, а мы помним ее любимые песни тех лет. Кто-то сейчас поет для себя и для друзей, кто-то встречается с более широкой аудиторией. До сих пор не исчерпали свою песенную душу Константин и Стас, их встречают аплодисментами узнавания на сцене концертного зала.
Участник самого первого в городе квартета исполнителей авторской песни «Плюс-Минус» Алексей Немков, ведущий инженер Института радиотехники и электроники считает, что КСП — это очень важное, совершенно необходимое явление в жизни города. Он был центром притяжения молодежи — тех, кому хотелось чего-то хорошего.
Благодаря верности этому доброму делу таких людей как Ирек Гатауллин, Александр Додосов, Елена Ушакова, Олег Дмитриев,– Татьяна Галушкина и других концерты и фестивали КСП остаются важным явлением в жизни Ульяновска и даже Поволжья. Песенная река не обмелела, в нее вливаются все новые голоса и имена! Современная история вечно обновляемого, вечно молодого клуба авторской песни — отдельная тема, об этом лучше всего расскажут его юные участники.
И заключительный вопрос к Иреку Гатауллину, который возглавляет клуб в настоящее время: – Немало сил и средств, по сути, большой кусок жизни ты отдал, чтобы клуб жил и развивался, «чтобы песня звучала». Чем объяснить такую преданность делу? Для многих ты кажешься каким-то загадочным. – Думаю, что отдающий получает не меньше, чем те, для кого стараешься. В России почему-то не жалеют тратиться на водку, а вот для души… Мне кажется нормальным внутренее состояние человека, который хочет вкладываться в полезное для людей дело. К счастью, таких людей немало.
Успехов тебе, юбиляр, и процветания!