Федеральная антимонопольная служба (ФАС) выступила с инициативой снять ограничения на гарантийное обслуживание автомобилей.
Причина в том, что технический осмотр и ремонт купленных у официальных дилеров машин обходятся автовладельцам в разы дороже, нежели в сторонних автосервисах.
Ульяновец Александр чуть больше года назад приобрел новый автомобиль «KIA Ceed» в автосалоне официального дилера автозавода в регионе.
На покупку была дана пятилетняя гарантия, при условии прохождения всех плановых технических осмотров (ТО) исключительно в мастерской дилера. Первое ТО, согласно условиям, автовладелец обязан пройти спустя год после покупки либо при пробеге в 15 тысяч километров – в зависимости от того, что наступит ранее. Александр за год не проехал на новом авто и пяти тысяч километров, машина была полностью исправна, однако подошел срок, и за пару недель до годовщины покупки вежливый женский голос в телефонной трубке пригласил автовладельца на первое ТО.
Перед тем как приехать в автоцентр, Александр помыл машину, заплатив за это деньги. Автомобиль был абсолютно чистым, однако на СТО настояли на услугах своей мойки. После осмотра авто у Александра взяли ключи и со словами «Как закончим, мы вам позвоним», указали на дверь. На пожелание автовладельца, который хотел присутствовать при техосмотре, сотрудники автоцентра ответили отказом.
Еще большее разочарование Александра ждало при получении платежки. За замену моторного масла, масляного и воздушного фильтров был выставлен счет на 6700 рублей. Автовладелец проанализировал цены и стоимость услуг автосервисов, и оказалось, что, если бы он обратился в любую другую СТО, работы обошлись бы вдвое дешевле. А если бы владелец все сделал сам, купив фильтры и масло в автомагазине, он отдал бы около двух тысяч рублей.
Почему же официальные дилеры позволяют себе так накручивать цены?
Проблему признают в ФАС, куда поступают жалобы как от автовладельцев на высокую стоимость ТО гарантийного автомобиля, так и от независимых сервисных центров – на невозможность приобретения у автопроизводителя оригинальных запчастей. На рынке существует большой перекос, когда при покупке нового авто человек имеет широкий спектр предложений по ценам, однако, стоит ему приобрести машину определенной марки, как рынок сужается для него до определенного автоцентра, единственного места, где можно ремонтировать своего железного коня и проходить ТО.
Придраться к автодилерам при этом непросто: обслуживаться в других центрах они не запрещают, но в этом случае снимают авто с гарантии, в результате автовладелец вынужден идти к авторизованному дилеру и платить за ТО значительно дороже, чем в других центрах. При этом, что интересно, как правило, эти же самые работы у официальных дилеров значительно дешевле, как только у авто заканчивается гарантийный срок.
В результате такого сговора автопроизводителя и дилера одни не пускают новых дилеров на рынок, другие держат высокие цены на гарантийные ремонты и ТО. Владельцы автомобилей при этом становятся заложниками ситуации.
Антимонопольщики хотят заставить автопроизводителей открыть рынок гарантийных ремонтов и ТО автомобилей, находящихся на гарантии, и считают, что производители должны дать возможность аккредитации сервисным центрам, располагающим необходимой технической и кадровой базой. В этом случае появится конкуренция и снизятся цены.
Участники рынка инициативу ФАС встречают в штыки. Ведь почти половину прибыли дилерским центрам приносит обслуживание именно гарантийных автомобилей. Но ФАС заявляет, что если участники рынка не предпримут адекватных мер, то антимонопольные расследования в этой сфере будут продолжаться, а нарушителей ждут оборотные штрафы.
Вадим Пилюков