В следующем году систему здравоохранения ждут большие перемены. На федеральном уровне вступает в силу закон «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации», на региональном – передаются области муниципальные больницы. Чего ждать от этих изменений врачам и пациентам? Смогут ли нововведения кардинальным образом изменить ситуацию в медицине? Об этом и многом другом мы беседуем с Алексеем Куринным, депутатом Законодательного Собрания Ульяновской области, главным врачом Ульяновского областного клинического центра специализированных видов медицинской помощи.

– Алексей Владимирович, насколько реально выросли расходы на медицину в областном бюджете 2012 года?

– Если вычесть вновь принятые расходные обязательства, заложенные на содержание муниципальных учреждений здравоохранения, в целом добавилось всего 160 миллионов, в которых «сидят» и расходы на повышение зарплат, и рост цен на лекарства, материалы и «коммуналку»… Так что эта добавка вряд ли кардинально что-то изменит, ведь из года в год два десятка лет здравоохранение недофинансируется на 200-250 млн рублей, если перевести в действующие цены. Чтобы было понятно – это порядка 10% от реальных затрат отрасли. Причем это то, что необходимо на «прожиточный минимум» со-временного здравоохранения. Конечно, будут ощутимые вливания по программе модернизации. Но это, что называется, поддержка капитального характера, в отличие от текущих расходов.

– В настоящий момент завершается передача муниципальных учреждений на баланс области. Можно ли уже подвести итоги?

– Как прошел процесс, мы узнаем после 1 января. Я думаю, что для пациентов качество медицинской помощи не изменится, по крайней мере, не ухудшится. Наоборот, сама реформа предполагает рост качества оказания медицинских услуг.
А вот с точки зрения управления можно прогнозировать определенные сложности. Если раньше главврачи городских и районных больниц все свои задачи решали на местах, то теперь у них появится много чисто технических вопросов, которые нужно будет согласовывать в региональном Минздраве. Ему, в свою очередь, потребуется нарабатывать опыт управления таким количеством больниц.

– С нового года вступит в силу закон «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации». Как Вы его оцениваете?

– На мой взгляд, это хорошая ведомственная инструкция. В ней регулируются многие спорные ситуации и моменты, которые раньше не были четко прописаны в законодательстве: фиксация смерти, донорство, переливание крови, суррогатное материнство и так далее. Для врачебного сообщества это положительный момент. Одновременно в законе нет настоящей стратегии, и в итоге непонятно, какую систему здравоохранения мы хотим получить в конце реформы.
В ходе доработки закона пожелания медицинского сообщества были частично учтены, но в целом он во многом недоработанный и сырой. Будем надеяться, что недоделки будут устранены в процессе применения. Еще один важный момент: закон прописывает новые стандарты лечения. Система стандартизации, которая сейчас внедряется, менее мобильна, менее гибка, но предохраняет от большого количества ошибок, особенно в условиях снижения уровня подготовки кадров.

– А если стандартизация не сработает и врачебная ошибка все-таки случится?

– И новый, и старый законы очень жестко защищают права пациента. Но, защищая права пациентов, нельзя забывать и о защите медицинских работников. В медицине грань между непрофессионализмом и случаями, когда врач сделал все возможное, но оказался бессилен, очень тонкая. Сегодня любой врач, особенно хирургического профиля, абсолютно беззащитен перед возможными правовыми последствиями. Например, два года назад в одной, из больниц Ульяновска врач, выполняя сложную манипуляцию, повредил сосуд, после чего пациент погиб. С точки зрения практики -осложнение возможно и прогнозируемо, от него не застрахован ни один хирург. А с точки зрения закона врач получил реальный срок. Результат был неожиданным: хирурги стали избегать делать подобные сложные манипуляции под любым предлогом. Выиграли ли от этого пациенты?

– Давайте остановимся на стандартах поподробнее. Что это такое и «с чем его едят»?

– В соответствии с новым законом качество медицинских услуг должно быть одинаковым на всей территории России. Поэтому Министерством здравоохранения и социального развития РФ утверждаются обязательные к исполнению стандарты лечения, где детально прописано, сколько раз больного должен осмотреть врач, какие анализы и в каком количестве должны быть назначены, то же касается и лекарств, расходных материалов, препаратов крови…
Пока стандарты разработаны не для всех заболеваний, а те, что есть, содержат ряд ошибок, которые надо срочно исправлять. Но, самое главное, объем уже существующих стандартов значительно превышает объем финансирования и возможности большинства наших больниц. При этом минимальная база финансирования, необходимая для выполнения требований, в законе никак не обозначена и не закреплена.

– Вам, как главврачу, тяжело будет выполнять требования нового закона?

– На сегодня у большинства больниц нашего региона не хватает кадровых, финансовых и технических возможностей, чтобы выполнять стандарты. Действующие тарифы (это средства Фонда обязательного медицинского страхования, утвержденные по каждому виду медицинской услуги, из которых выплачивается зарплата, закупаются медикаменты, расходные материалы и производится питание больных) в Ульяновской области были утверждены еще в 2009 году, с тех пор они не менялись. Соответственно они не могут обеспечить выполнение стандартов. Доплаты по программе модернизации компенсируют эту разницу, но опять же – по ограниченному числу заболеваний.

– Предполагалось, что новый закон четко разграничит, какие услуги должны быть платными, а какие нет.

– Пока нормативная база не до конца отработана, поэтому сказать четко, какая часть медицинских услуг ляжет на плечи пациента, я сейчас не могу. Хочу обратить внимание на другой момент. Сегодня платные услуги в структуре бюджета большинства медицинских учреждений составляют около 10 %, эти деньги идут на зарплату, на закупку расходных материалов, питание больных. Если этот источник финансирования будет закрыт, что соответствует логике принятого закона, то государство должно компенсировать выпадающие доходы.

– Но пока приходится часто слышать от пациентов жалобы, что в больнице за все приходится платить…

– У нас действует закон -каждому платному способу лечения должен соответствовать бесплатный. Правда, выбирать приходится между устаревшим, но бесплатным, и современным, но платным и зачастую дорогим. Например, в нашем травмоцентре для лечения переломов применяются фиксирующие металлоконструкции. Операция по их установке для пациента бесплатна, а вот сами штифты, пластины и др. – дорогого стоят. Зато через две недели пациент уже может на костылях прыгать, а через полтора месяца будет ходить своими ногами, при этом кости срастаются с минимумом осложнений. Другой способ, при котором пациент не несет затрат -это вытяжение. Оно длится месяц, потом несколько месяцев в гипсе… К сожалению, мы сегодня не имеем возможности закупать современные импланты за счет больницы. Цена вопроса – около 18 млн рублей в год на 3 тысячи операций (примерно столько их сейчас выполняется).

– Какие еще острые проблемы стоят сегодня перед региональным здравоохранением?

– Нужно развивать в области высокотехнологичные виды медицинской помощи (ВМП). По травматологии к таким видам помощи относятся операции эндопротезирова-ния (замена крупных суставов) и фиксации позвоночника специальными конструкциями при переломах. Сейчас у больных из Ульяновской области есть возможность получить такую помощь по федеральной квоте в соседних регионах. Но в ряде случаев, например, при некоторых переломах позвоночника, это не только невозможно, это смертельно опасно! Любая кочка в дороге – и больной погибнет…
Мы соответствующую лицензию уже получили, подготовили специалистов, выполнили на их энтузиазме несколько десятков подобных операций. Но поток может быть налажен только при получении государственного задания (квот), что зависит от взаимодействия нашего министерства с федеральным центром.

– Пока это только планы, а давайте поговорим об уже свершившихся достижениях травмоцентра.

– Мы открылись 1 декабря прошлого года. Если говорить об ощутимых результатах, то благодаря организации нового учреждения за девять месяцев дополнительно осталось в живых уже около 50 человек, пострадавших в ДТП. Снижены сроки и улучшено качество лечения травматологических больных. Мы по праву стали ведущим областным центром по лечению травм различного происхождения. Главная наша гордость – это, конечно, люди – коллектив единомышленников, наработавший бесценный практический опыт по лечению группы тяжелых и крайне тяжелых больных с сочетанной травмой, с множественными повреждениями.

– Как складываются отношения в новом коллективе?

– Люди двух лечебных учреждений (БСМП и областная больница №2), из которых создан центр, притерлись друг к другу в хорошем смысле. Мне как руководителю приятно с ними работать. Во-первых, потому, что я «вырос» в БСМП и прекрасно представляю всю работу экстренной службы, а во-вторых, я почти год руководил областной больницей №2 и проникся духом лучших традиций еще советской школы. Конечно, любому руководителю порой приходится принимать непопулярные управленческие решения. Мы фактически полувоенная структура, и от четкой организации работы и дисциплины зависит результат. Я без предупреждения могу приехать в больницу в любое время. Дежурю по своей специальности, чтобы изнутри увидеть, где есть сбои и возможны ошибки.

– Каковы планы по дальнейшему развитию травмоцентра?

– В 2012 году, надеюсь, мы полностью запустим челюстно-лицевую хирургию, койки сочетанной травмы. Будет приличное поступление нового оборудования, ремонт по программе модернизации. Остро необходим переход между корпусами. Планов много, проблем тоже, но, думаю, справимся.

– Насколько остро стоит, кадровая проблема в целом?

– Наша боль – это нехватка врачей анестезиологов-реаниматологов, нейрохирургов, торакальных хирургов, кардиологов и терапевтов. В последнее время появилась проблема со средним медперсоналом, с младшим совсем плохо – как и везде, зарплата мизерная, а работа очень тяжелая. Каких-то специалистов просто нет в регионе, и мы вынуждены готовить их сами, кто-то не выдерживает огромной нагрузки и сложного ритма экстренных дежурств.
Вообще мое глубокое убеждение – любую реформу в здравоохранении надо начинать с достойной оплаты труда специалистов. Без этого не будет ожидаемых результатов, не удастся победить коррупцию и кардинально улучшить качество лечения.

– В качестве одной из мер поддержки молодых специалистов недавно было предложено платить миллион рублей сельским врачам. Думаете, сработает?

– В свое время решение о надбавках в 10 тысяч для терапевтов и педиатров было принято не от жиру, а потому, что участковая служба практически развалилась. Еще год, и систему полностью бы парализовало. Сейчас аналогичная ситуация с селом: еще год-два – и все, система здравоохранения на селе может рухнуть окончательно. Так что это экстренная мера от безысходности. Но какой-то положительный эффект, безусловно, будет.

– Как продвигаются дела со строительством новой поликлиники в дальнем Засвияжье?

– На изготовление проект -но-сметной документации город уже потратил 30 миллионов рублей, но в связи с передачей учреждения на областной уровень перспективы строительства многострадальной поликлиники вновь не ясны. Во всяком случае, в областном бюджете на ближайшие три года необходимые 1,5 млрд рублей пока отсутствуют. Мною в очередной раз инициировано обращение Законодательного Собрания региона по этому поводу, поскольку вопрос недоступности медицинской помощи для жителей дальнего Засвияжья является острейшим. Вопрос ни в коем случае не закрыт и, по моему мнению, является главным приоритетом развития городского здравоохранения. Пока же остроту проблемы необходимо снимать путем открытия территориальных офисов врачей общей практики.

– И последнее, есть ли будущее у государственного здравоохранения России?

– Я думаю, безусловно, есть. Сохранение и забота о здоровье своих граждан – одна из основных функций современного государства. Надо только понять одно: государственное здравоохранение – это не та отрасль, на которой можно без конца экономить. Эффективная медицина становится одним из элементов выживания нации. Будем надеяться, что реализуемая в настоящее время программа модернизации – первый и твердый шаг в правильном направлении.

Алена КНЯЗЕВА, при содействии пресс-службы Законодательного Собрания Ульяновской области.