Выставка «Пальморама. Африканские мотивы» в Музее современного искусства – не для тех, кто хотел бы насладиться видами песчаных пляжей и жарких стран.

Автор фотографий Александр Сов, приехавший из Австрии, снимал пальмы совсем не такими, какими мы их видим в рекламных проспектах. Он сфотографировал пальмовые листья – крупным планом.

Гость Ульяновска Александр Сов – наш соотечественник. Родился и вырос в Таджикистане, учился и начинал карьеру юриста в Свердловске. В течение десяти лет жил в Москве, где ушел из юриспруденции с высокого поста. С 2008 года Сов живет в Австрии, в Вене, является предпринимателем. Бизнес позволяет ему много путешествовать, а хобби, появившееся еще в школьные годы – фотография, – требует все большего внимания и времени. Жизнь его сложилась так, что он побывал примерно в сорока странах мира, и из каждой поездки привозил до 10 тысяч фотографий. А чтобы друзья знали, где побывал Сов, он делает оригинальные календари-каталоги на месяц: один поворот страницы – один день.

Постоянно фотографируя с 1980-х годов, начиная еще с черно-белых фотографий, Сов экспериментирует и становится по-настоящему интересным художником.

История появления цикла фотографий с ветвями пальмы довольно проста. Во время пребывания в Кении, в местечке Диани, Александр вышел на балкон гостиницы и оказался «лицом к лицу» с пальмой, на которую люди обычно смотрят снизу вверх.

Увидев жизнь дерева вблизи, в движении, в изменчивости, он захотел сохранить это впечатление «в цифре» и кинулся в номер за фотоаппаратом.

За два дня он сделал целую серию снимков, которая заинтересовала музейщиков России, и после Ульяновска выставку увидят в Екатеринбурге и Москве.

– Впервые я оказался в Африке три года назад, – рассказал фотограф. – Друзья пригласили меня на охоту, и я влюбился в эту сумасшедшую природу, бездонное небо, закаты и рассветы, бескрайние зеленые равнины. За три года я побывал почти во всех странах Африки, тех, что ниже экватора – Танзании, Мозамбике, Замбии, ЮАР, Намибии… В следующем году попытаюсь не поехать туда. Я ни разу не взял в руки ружье. И не потому, что я такой защитник животных, нет. Сейчас в Африке такая ситуация, что если белый человек перестанет охотиться, то животных не станет: после того, как европейцы привезли в Африку современную медицину с ее лекарствами, прививками, вакцинами, местные стали жить дольше. Они перебьют всех животных. Теперь, когда приезжие охотники выкладывают бешеные деньги за то, чтобы убить одного льва, они могут пойти в магазин и накупить привезенной говядины. Но я только фотографирую, и местные профессиональные охотники (вроде наших егерей), которые сопровождают моих друзей на охоте, теперь называют меня профессиональным фотоохотником.

Автор фотографий надеется, что холст, на котором напечатаны его фотографии, наиболее полно передаст те ассоциации, которые у него возникли: подобие рыбного скелета, скрюченные пальцы, как на руке старика, некую аморфность, движение. Украшает выставочный зал целое панно из фотографий песка, некий неправильно сложенный пазл.

Дополняют экспозицию маски, статуэтки, украшения, привезенные из стран Африки, и фильм-впечатление от этого удивительного континента, снятый и смонтированный Александром Совом.

Выставка будет работать до 31 января.

Анна Школьная