Сегодня исполняется 290 лет Российской прокуратуре. Накануне юбилея мы побеседовали с Алексеем Дмитриевичем Батановым, прокурором Ленинского района Ульяновска, старшим советником юстиции.

– Алексей Дмитриевич, как в связи с юбилеем органов прокуратуры России оцениваете работу руководимого Вами подразделения?

– Удовлетворительно.

– Почему оценка не «хорошо» или «отлично»?

– Полагаю, что пока не все работники организаций Ленинского района получают своевременно заработную плату, пока массово нарушаются права граждан в жилищно-коммунальной сфере, пока имеются факты ненадлежащего оказания медицинской помощи, пока чиновники несвоевременно рассматривают или вовсе не рассматривают обращения и жалобы граждан, пока следователи и дознаватели разных правоохранительных органов волокитят свою работу и т.д., прокурор не вправе довольствоваться результатами своего труда на указанных и других направлениях своей деятельности.

– Например?

– Например, в органах госстатистики задолженность по заработной плате по Ленинскому району равна нулю. Однако не все работодатели согласно имеющимся инструкциям обязаны подавать такие сведения в госстатистику.

По требованию прокурора области мы проводим соответствующий мониторинг и знаем, что задолженность по заработной плате в Ленинском районе составляет на сегодня 2 миллиона 724 тысячи рублей. В связи с этим в текущем году в интересах конкретных работников мы предъявили в суд 369 заявлений о взыскании заработной платы на общую сумму 4 миллиона 724 тысячи рублей. 32 нерадивых руководителя привлечены по нашим постановлениям к административной ответственности. Более того, в отношении директора ОАО «ОКБ Искра» Г.Кирсанова, повторно в течение года нарушившего сроки выплаты вознаграждения за труд, соответствующее постановление направлено в суд с предложением его дисквалификации.

– Остались ли у прокурора полномочия по надзору за органами внутренних дел после их переименования?

– Да, остались. В полном объеме. К сожалению, по-прежнему актуальна тема укрытия в органах МВД преступлений от учета. Достаточно сказать, что только прокуратурой Ленинского района в прошедшем году выявлено и поставлено на учет 92 преступления, о которых работникам полиции было известно, но по тем или иным причинам уголовные дела по ним были возбуждены только посленашего непосредственного вмешательства.

– Какие же это причины?

– Палочная система оценки труда, которую новый закон о полиции не отменил. Уголовные дела не возбуждаются, как правило, по тем преступлениям, перспектива раскрытия которых туманна или требует концентрации большого количества сил. Проще не возбуждать уголовное дело. Соответственно, не надо будет работать по его расследованию. В случае же неустановления лиц, совершивших преступление, оно не будет портить общую картину раскрываемости. В прошедшем году по нашим представлениям полицейское руководство наказало 81 своего работника за нарушения учетной дисциплины. Вместе с тем, полагаю, необходимы системные решения в данной сфере.

– Много говорят на разных уровнях об имеющихся трениях между прокуратурой и отпочковавшимся от нее и ныне самостоятельным органом – Следственным комитетом.

– Самостоятельность не означает безнадзорность. Установленные уголовным процессом полномочия прокурора по надзору за следствием и дознанием, каким органом они бы ни проводились, никто не отменял. Прокурор был и остается руководителем уголовного преследования. Это закреплено действующим уголовно-процессуальном законом. Отдельные работники Следственного комитета болезненно реагируют, к примеру, на возвращение прокурором их уголовного дела для дополнительного расследования или на официальное прокурорское требование об устранении конкретных нарушений закона, считая доводы прокурора мелкими придирками. Так вот, уголовный процесс не определяет, какие нарушения закона можно считать существенными, а какие нет.

Закон один. Его требования подлежат безукоснительному исполнению, особенно когда речь идет о судьбах обвиняемых или потерпевших.

Заявления о необходимости снижения уровня прокурорских требований к следователям Следственного комитета безосновательны. Полагаю, что они временны и пройдут по мере становления нового следственного органа.

– В редакцию приходят жалобы на действия чиновников, не рассматривающих обращения граждан. Реагирует ли прокуратура на такие факты?

– Законом «О порядке рассмотрения обращений граждан в Российской Федерации» определена ответственность должностных лиц за такие нарушения. К примеру, мной возбуждено и направлено в суд для рассмотрения дело об административном правонарушении в отношении главного специалиста генплана комитата архитектуры и градостроительста мэрии Ульяновска Е.Бусеевой. Она, будучи обязанной рассмотреть обращение Е.Терентьевой о предоставлении земельного участка в аренду в срок до 22.11.2011 года, не сделала этого вплоть до 23.12.2011 года. Подобным образом нарушила срок рассмотрения такого же обращения А.Балалаевой – на 36 дней. В настоящее время подготовлено аналогичное постановление в отношении руководителя одного из комитетов мэрии Ульяновска. Наказание за такое нарушение предусмотрено в виде штрафа.

– Как никогда актуальна тема борьбы с коррупцией.

– Безусловно, вопросы противодействия коррупции рассматриваются прокуратурой района при осуществлении надзора в нескольких направлениях нашей деятельности. Так, за прокуратурой Ленинского района, в отличие от других районных прокуратур Ульяновска, закреплена функция надзора за законностью нормативно-правовых актов органов местного самоуправления Городской Думы и мэрии. В рамках осуществления этой работы, кроме прочего, в соответствии с приказом Генерального прокурора России прокуратурой Ленинского района проводится экспертиза всех проектов муниципальных нормативных правовых актов до их обсуждения и принятия на предмет исключения из них текста коррупциогенной составляющей. Достаточно сказать, что за прошедший год мы изучили 506 проектов таких законов. В 50 из них выявили 111 коррупционных факторов, о чем направили в органы местного самоуправления 50 информаций. Необходимо отдать должное городским законодателям: все наши замечания учтены. При принятии законов выявленные нами коррупциогенные факторы исключены из текстов принимаемых нормативно-правовых актов. Это огромный блок нашей работы по противодействию коррупции.

Есть у данной проблемы и уголовно-процессуальная составляющая. Например, мы осуществляли надзор за расследованием уголовного дела в отношении главного врача МУЗ «Городская поликлиника №1 им. С.М. Кирова» Р.Барановой. Ей инкриминированы присвоение и растрата чужого имущества с использованием своего служебного положения. По нашим данным, Баранова с 2007 по 2009 год безосновательно присвоила себе и незаконно перевела своим заместителям денежные средства, выделенные Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Ульяновской области на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан, общей суммой более 860 тысяч рублей. Мы утвердили обвинительное заключение по этому делу и направили дело в суд для рассмотрения. Будем по нему поддерживать государственное обвинение.

– Кстати, расскажите об этой функции прокурора.

– Мы поддерживаем от лица государства обвинение по всем уголовным делам, рассматриваемым судом. Эта живая и интересная работа требует высокой квалификации, смекалки. Часто приходится сиюминутно реагировать на разного рода изменения в ходе судебного процесса. Государственному обвинителю необходима и психологическая устойчивость.

Накал противостояния сторон в процессе бывает очень высоким.

Огорчает одно. Число моих помощников незначительно. Бывает, что иному из них в течение одного рабочего дня приходится участвовать в рассмотрении нескольких дел. Из-за этого может страдать качество нашей работы.

– Бытует мнение, что прокурор должен запрашивать в суде максимально большие сроки, быть излишне суровым.

– Это неправильно. Государственный обвинитель обязан ориентировать суд на вынесение в первую очередь справедливого приговора. Учитывать при этом тяжесть содеянного и наступивших последствий от неправомерных действий, а также личность подсудимого.

Криминогенная ситуация меняется не тогда, когда, выражаясь словами классика, «срока огромные бредут этапы длинные», а когда улучшаются нравы, когда каждый гражданин становится свободным и социально защищенным, уверенным в завтрашнем дне.

– Что бы Вы хотели исправить в своей работе?

– Если бы это было в моих силах, уменьшил бы количество отчетов. Порой у меня создается впечатление, что информирование вышестоящих прокуроров о результатах своего труда отнимает чуть ли не больше половины рабочих сил, чем непосредственное исполнение прокурорских функций.

Пользуясь случаем, поздравляю всех работников прокуратуры с профессиональным праздником. Особые слова благодарности ветеранам – за их труд, знания и навыки, которые они нам привили. Отдельно хочется сказать о молодых специалистах. Их у меня, как ни у кого, одиннадцать человек. Желаю им как можно скорее «встать на крыло», проникнуться чувством ответственности за порученное дело, не черстветь душой. Здоровья и благополучия родным и близким.

Алексей ЧЕРНОВ