Правительством области установлен предельный размер платы за проведение технического осмотра (ТО) транспортных средств. Для частных операторов в 2012 году он должен быть в пределах от 117 до 793 рублей в зависимости от категории автомобилей. Впрочем, когда в регионе появятся первые коммерческие, аккредитованные по новым правилам, пункты ТО, неизвестно. Как убедился корреспондент «СК», пока система работает по старой схеме.
Как уже писал «СК», с 1 января 2012 года, согласно Федеральному закону от 1.07.2011 г. №170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств», изменяется сам принцип прохождения ТО – отныне за него отвечает не МВД, а Российский союз автостраховщиков (РСА), а полномочия по прохождению техосмотра возлагаются на коммерческих аккредитованных операторов. Именно поэтому теперь автовладельцы не смогут приобрести полис ОСАГО без отметки о прохождении ТО. Более того, страховщик вправе отказать в выдаче полиса и отправить на техосмотр автомобили, которым до очередного ТО осталось менее полугода.
Полномочия по определению стоимости ТО Федеральный закон №170-ФЗ закрепил за субъектами РФ. 30 декабря 2011 года Постановлением правительства Ульяновской области №662-П были определены предельные размеры платы за проведение технического осмотра транспортных средств. Согласно документу, ТО легкового автомобиля (имеющие помимо места водителя не более восьми мест для сидения) обойдется максимум в 350 рублей, микроавтобуса (автомобиля, имеющего более восьми мест для сидения, массой не более пяти тонн) – в 630 рублей, автобусов (более восьми мест, массой более пяти тонн) – в 758 рублей. Владельцы легких грузовиков (максимальной массой не более 3,5 тонны) должны будут заплатить не более 373 рублей, грузовых авто массой свыше 3,5 тонны – 735 рублей, массой более 12 тонн – 793 рублей. ТО легковых прицепов обойдется, самое большее, в 292 рубля, прицепов для грузовых автомобилей максимальной массой свыше 3,5 тонны – 513 рублей. Предельный размер платы за техосмотр мотоциклов, мопедов и мотороллеров установлен на уровне 117 рублей. Выдача дубликата талона ТО обойдется в 90 рублей. При этом в государственных пунктах ТО автовладельцам придется заплатить лишь госпошлину в размере 300 рублей, а сам осмотр будет бесплатным.
По словам участников рынка, говорить о появлении коммерческих, аккредитованных не в МВД, а в РСА, операторов пока рано. Дело в том, что требования к аккредитации операторов техосмотра стали известны лишь в последние дни минувшего года, поэтому в январе-феврале частные пункты ТО вряд ли появятся. По данным РСА, в соответствии с новым порядком на сегодня аккредитовано 13 пунктов ТО по всей России. Правда, на этот случай законодатели подстраховались. Как рассказала начальник отдела пропаганды Управления ГИБДД по Ульяновской области Светлана Яшнова, вплоть до 1 января 2014 года техосмотр может производиться по выбору автовладельца как на станции государственного технического осмотра (ГТО) при МВД, расположенного по адресу: Ульяновск, улица Азовская, 76, так и в любом пункте ТО оператора РСА (адреса внесенных в реестр операторов ТО размещены на сайте РСА: www.autoins.ru). Кстати, Ульяновская область является одним из 22 регионов, где удалось сохранить государственные пункты ТО. Пока же все имеющиеся в регионе 40 пунктов ТО продолжают работать по договору с МВД.
В первые рабочие дни 2012 года корреспондент «СК» побывал в одном из таких пунктов, расположенном в Ленинском районе Ульяновска. В девять часов утра в очереди на осмотр стояли две машины «десятка» и маршрутная «Газель», еще один водитель старенького «Опеля» стоял у окошка в ожидании выдачи талона ТО.
– Техосмотр прошел со второго раза, рассказывает владелец иномарки. – Два дня назад к самой машине претензий у мастеров не было, но придрались к огнетушителю, вместо компактного баллончика пришлось покупать двухлитровый.
– Все мои коллеги успели пройти техосмотр до нового года, даже те, кто должен был проходить его через полгода, делится водитель маршрутки Марсель. Рассуждали так: непонятно, как заработает новая система, а с прежней все ясно.
Технический эксперт пункта ТО, всем своим видом показывая нежелание общаться, говорит исключительно о проблемах нового прохождения техосмотра: «Система проведения ТО по новым правилам еще не готова: талонов нового образца никто в глаза не видел, поэтому до сих пор выдаем старые. Нет и обещанной единой электронной базы, которая должна вести учет прошедших и не прошедших ТО автомобилей».
Что касается изменившегося порядка самого прохождения ТО, то очевидно, что большинство пунктов не готовы к проведению техосмотра по новым правилам. К примеру, теперь обязательному контролю должен подвергаться издаваемый автомобилем шум. Приборов для измерения его уровня у операторов ТО не было и нет.
Вадим Пилюков