Сергей РАШПИЛЬ
Вы будете проектировать и строить мосты, но не забудьте одного — вы строите для страны, государства, народа… (Н.А. Бенелюбский «Курс строительной механики», 1885 год)

Наверное, каждый ульяновец хорошо знает историю строительства нового моста через Волгу, названного Президентским. Однако не каждый житель нашего города знает о строительстве старого Императорского моста, переименованного в 1916 году в Мост Свободы.

Над ним словно навис злой рок. Сначала в 1911 году убивают премьер-министра России Петра Столыпина, которого симбиряне считали покровителем стройки. В 1914 году на мосту произошел грандиозный пожар, а в 1915 году опоры конструкции и вовсе смял оползень. А накануне завершения строительства у моста потерпел аварию пассажирский теплоход «Михаил Романов»…

Железнодорожный мост был заложен в 1913 году, а построен был всего-то за три года. Церемония открытия моста состоялась 5 октября 1913 года. Удачная конструкция моста во многом обязана гению замечательного русского инженера Николая Бенелюбского, осуществившему разработку более 100 проектов больших мостов. Именно он впервые применил конструкцию свободных поперечных балок.

И ведь каким неповторимым получился наш мост! 160-метровой высоты пролеты напоминают гигантские волны и органично вписываются в городской пейзаж.

10 марта 1917 года из охваченного революционным порывом Петрограда пришла телеграмма с требованием срочно сменить название моста. Вот как описал это строитель Якушин: «Я, срочно взяв двух рабочих с ломами и топорами, побег срывать деревянные мемориально-титульные доски на колоннах входного портала моста, где ярким золотом на весеннем солнечном свете нахально, бесстыдно красовалось: «Император Николай Второй»…

Прибывшее к власти Временное правительство могло и не беспокоиться по поводу отправки телеграммы с требованием смены имени моста на «революционное», ведь название «Императорский» было неофициальным. Так хотел окрестить мост тогдашний губернатор Симбирска Александр Ключарев, но Николай Второй не успел одобрить это название.

До 1953 года мостовой переход переустройству не подвергался и представлял следующую схему. Сопряжение моста с правобережным подходом осуществлялось своеобразной аркадой, состоящей из 20 пролетов, перекрытых арками расчетной длиной 23,5 метра. Общая длина всей аркады составляла 557 метров. Опоры и пролетные сооружения моста были рассчитаны по нормам 1907 года, то есть несколько лет все цифры и расчетные схемы тщательно перепроверялись. Очевидно, в этом и есть секрет долговечности моста.