Семен САБЛИН
О том, что ульяновский «Авиастар» «встанет на крыло», говорилось ещё в начале 90-х. Самолеты, как известно, «Авиастар» в течение двух прошедших десятилетий выпускал ежегодно почти поштучно. Гораздо чаще звучало оптимистичное «вот-вот» из уст руководителей региона и России. В преддверии очередных выборов оно зазвучало с прежним неугасимым чиновничьим оптимизмом.
Сам по себе оптимизм приходит редко. Чаще всего его завозят приезжие оптимисты. Что и сделал недавно назначенный вице-премьером Дмитрий Рогозин. Теперь он заявил, что Россия возобновляет производство «Русланов», а в рамках государственной программы перевооружения заводу «Авиастар-СП» будут заказаны 10 самолетов Ан-124 («Руслан») и еще несколько десятков модернизированных ИЛ-476. Разговоры о возобновлении выпуска «Русланов» ведутся уже с десяток лет. Но далее намерений дело упорно не движется.
Сегодня на мировом рынке нет спроса на наши самолеты-богатыри. Имевшуюся ранее нишу заполнила часть «Русланов» из той полусотни самолетов, которая была выпущена в конце 80-х – начале 90-х. Гражданские авиафирмы внутри России тоже не спешат оформлять заказ на строительство супертяжеловесов «Русланов», поскольку производитель просит за самолет высокую цену.
По этой же причине закупке «Русланов» сопротивляются военные чиновники из министерства обороны. Все более ранние попытки подписать с ними контракт на производство 50 самолетов провалились. Насколько могущественны чиновники военного ведомства, говорит тот факт, что ранее они уже объявили об отказе приобретать для вооружения российской армии автоматы «Калашников» и бронированные вездеходы «Тигр». А тут речь идет о самолетах! Ведь пресловутые «откаты» за такую дорогущую технику, в случае приобретения ее за границей, не могут идти ни в какое сравнение с теми «откатиками».
Правительство РФ оказывается всё бессильнее перед военными чиновниками. В Ульяновске Рогозин рассуждал перед телекамерами: «Речь должна пойти о справедливой цене на закупки авиационной техники. В эту цену надо вложить такую разумную норму рентабельности, которая позволила бы проводить амортизацию основных фондов». Все правильно. Вот только это должно произноситься в высоких московских кабинетах. В форме жестких условий развития авиастроения в России. Похоже, что оптимизм посетившего нашу область вице-премьера покоится не на служебном убеждении, что все будет хорошо, а лишь на надежде, что все будет не так плохо. На самом деле ситуация на «Авиастаре» даже не так плоха, как видится Дмитрию Рогозину с высоты его кресла. Все гораздо хуже. Уже подсчитано, что для возобновления производства самолетов необходим заказ на 40-60 машин. А речь всего лишь о десятке…
Государство возьмет на себя расходы по финансированию этого заказа? Такие обещания в недавнем прошлом раздавались неоднократно. Достаточно вспомнить прошлогодний провал попытки правительства РФ реализовать сделку с компанией Александра Лебедева о постройке 44 самолетов ТУ-204 СМ.
Кроме финансовой составляющей спасения российского авиапрома и «Авиастара» есть ещё целый ряд проблем. Когда «Авиастар» начинал строить самолеты, на него трудились сотни заводов-поставщиков. Сейчас часть этих заводов оказалась за границей. Таможенные пошлины сделают поставляемые оттуда комплектующие «золотыми». Да и поставлять, собственно, почти нечего. Большинство бывших союзных, а ныне зарубежных заводов-поставщиков либо разорились, либо перепрофилировались. Их российские собратья тоже. С заводов уволились квалифицированные кадры, системы подоготовки новых, по сути, не существует. На один самолет, тем более президентский, во всей России еще можно найти комплектующие. А кто и из чего будет собирать те 10?
Поездка Рогозина в Ульяновск – не более, чем агитационный предвыборный вояж. Вряд ли вице-президент, курирующий ВПК России, не в курсе нынешнего положения. Тем не менее, Дмитрий Рогозин еще раз продемонстрировал, что власти в преддверии выборов сохраняют лучшие виды даже на худшие перспективы.