С начала нынешнего года вновь остро встал вопрос о повышении стоимости проезда в городском общественном автотранспорте.

На сей раз вслед за перевозчиками о необходимости пересмотра тарифов заговорили и профильные чиновники администрации Ульяновска и области. Варианты при этом предлагают разные: повысить стоимость поездки с 13 до 15 рублей во всех маршрутках и автобусах либо до 17-18 рублей – только в микроавтобусах повышенной комфортности.

Две недели назад горожан не на шутку встревожила информация о подорожании проезда на маршрутах №90 и №99, следующих до поселка Ишеевка. С 10 января без предварительного предупреждения стоимость поездки из города до поселка выросла с 13 до 15 рублей, а внутри Ишеевки – с пяти до восьми рублей. Сам владелец маршрутов и министерство экономики региона позже разъяснили, что в изменении цен никакого нарушения нет. Якобы дело в том, что 90-й и 99-й объединяют в себе по два маршрута: автобусы перевозят пассажиров в черте города и доставляют их до Ишеевки, а затем еще курсируют по поселку. Так как Ишеевка не относится к территории муниципального образования «город Ульяновск», перевозчик имеет полное право установить единый тариф в 26 рублей, но не стал этого делать и ограничился повышением в два-три рубля, отметили в министерстве.

Во вторник на территории ОАО «ПАТП-1» состоялось совещание, на которое, помимо всех коммерческих перевозчиков и руководства городского комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта, были приглашены министр промышленности и транспорта региона Андрей Тюрин и министр экономики области Олег Асмус. В итоге от облправительства на встречу явился лишь зам Тюрина Игорь Бычков. Перевозчиков, желавших поднять на совещании вопрос о повышении стоимости проезда в маршрутных такси, это обстоятельство сильно раздосадовало.

Один из предпринимателей, который должен был выступать с докладом об итогах своей деятельности за 2011 год, отказался брать слово и покинул помещение, его примеру последовали еще с десяток перевозчиков.

В итоге большая часть совещания прошла без руководителей маршрутов. Начальник отдела транспортного обслуживания населения городского комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта Владимир Снежкин назвал девять основных задач, которые необходимо решить для улучшения транспортного обслуживания ульяновцев: увеличить долю муниципального транспорта; укрупнив, сократить число коммерческих перевозчиков; повысить информированность населения о работе общественного транспорта; обновить и изменить структуру подвижного состава; оснастить все автобусы и микроавтобусы системой спутниковой навигации; усилить муниципальный и общественный контроль за работой транспорта; создать привлекательные условия для ведения бизнеса в сфере пассажирских перевозок; усовершенствовать нормативно-правовую базу; оптимизировать маршрутную сеть города.

За последние годы особых успехов ни в одном из этих направлений достичь не удалось. По рекомендации Московского автодорожного института (МАДИ), выполнявшего исследование пассажиропотока Ульяновска, ежедневно для обслуживания пассажиров на линию должны выходить не менее 250 автобусов большой вместимости, на деле в распоряжении ПАТП-1 сегодня находится лишь 64 машины. Причем из-за недостатка водителей и других причин некоторые из них не покидают пределов предприятия. Основная нагрузка ложится на коммерческие микроавтобусы, но их число постепенно сокращается: за 2011 год с рынка ушли 12 перевозчиков, а количество подвижного состава сократилось с 1900 до 1720 единиц. Поэтому пассажирам приходится дольше стоять на остановках. Более того, после 20.00 интенсивность работы транспорта резко снижается.

По словам Снежкина, более эффективно использовать подвижной состав муниципального транспорта не позволяет дефицит бюджетных средств.

– Чтобы возить пассажиров по 12 рублей, нужны субсидии. На компенсацию выпадающих доходов того же ОАО «ПАТП-1» ежегодно необходимо 96 миллионов рублей, однако в 2011 году предприятие получило лишь семь миллионов, – отметил он.

Вместе с тем, есть вопросы по поводу эффективности работы и самого ПАТП. По словам руководства предприятия, себестоимость поездки одного пассажира сегодня составляет 25 рублей. Не многовато ли?

Себестоимость услуг коммерческого транспорта ниже показателей ПАТП, но, по мнению перевозчиков, выше ныне действующих тарифов. На одном из совещаний министр экономики области Олег Асмус (входящий в структуру ведомства департамент по регулированию цен и тарифов утверждает максимальный размер стоимости услуг общественного транспорта) высказался в поддержку предпринимателей.

– Наверное, учитывая экономические показатели, пора думать о повышении стоимости проезда с нынешних 13 до 15 рублей. Однако это решение должно быть обосновано экономическими показателями работы перевозчиков, – заявил чиновник.

На сегодня такие экономические обоснования в минэкономики направили четыре владельца маршрутов, каждый из которых настаивает на повышении стоимости проезда на сумму от двух до семи рублей.

По словам Снежкина, для коммерческих перевозчиков целесообразнее было бы и вовсе отпустить тарифы, но при условии отлаженной работы 120-150 муниципальных автобусов большой вместимости. Более того, введение дифференцированных фиксированных тарифов рассматривается уже сейчас.

– В ходе контрольных мероприятий мы часто наблюдаем такую картину, когда на остановке стоят люди, подходит полупустой «ЛиАЗ», но в него никто не садится. Однако стоит появиться микроавтобусу марки «Пежо» или «Форд» – его берут штурмом. Все потому, что стоимость проезда на всех видах городского автотранспорта сегодня примерно одинакова. В этой связи целесообразно было бы для автобусов повышенной комфортности установить повышенный – на четыре-пять рублей – тариф.

Это, кстати, стимулировало бы перевозчиков к более активному обновлению подвижного состава, – предложил Снежкин.

Игорь Бычков согласился со своим коллегой, отметив, что многие ульяновцы готовы платить больше, но за более качественную услугу, комфортные условия проезда. Также представитель регионального министерства промышленности и транспорта высказался за идею вернуть на городские дороги забытые «экспрессы» и «скорые».

Вадим Пилюков