Было время, когда в центре Ульяновска можно было, никого не спрося, повесить огромный рекламный баннер, который ежедневно видели тысячи горожан. Примерно тогда же в нашем областном центре впервые появились разрисованные трамваи. Во всех этих цветных переменах в жизни города участвовал ульяновский художник Олег Ершов, с которым «Молодёжка» пообщалась на днях.
Новый город
В середине 90-х годов, когда происходили эти события, художник Олег Ершов работал при нескольких ульяновских газетах и заодно придумывал с друзьями совершенно новые для города идеи.
– С рекламой в те времена было гораздо проще, – вспоминает художник.
– Мы с приятелями вручную нарисовали маслом огромный плакат, где изобразили сценки из жизни города. Знаете, Ульяновск тогда напоминал большую барахолку, рыночные развалы были повсюду, вот их-то мы и нарисовали вместе с людьми, обычными горожанами. Этот баннер мы повесили безо всяких разрешений прямо в центре возле стадиона «Труд». Для провинциального города в те годы это было событием, многие вообще не понимали, что это такое, упрекали нас в том, что мы нарисовали на самом видном месте чернуху, хотя всё это было нашей повседневностью.
В новинку были и первые трамваи, которые Олег Ершов опять же с друзьями разрисовал вручную обычными красками. Это сегодня расписными вагонами никого не удивишь, а 20 лет назад надо было ещё объяснять, что всё это значит.
На разъяснения у художника времени не было: в 1994 году в Ульяновске и ещё более чем в 25 городах России начал выходить детский журнал «Арбуз» – весёлый красочный журнал со своими, не похожими на других героями. Рисовал этих персонажей Олег и ещё трое его товарищей – Андрей Миняков, Андрей Васин и Дима Никулушкин.
– Когда мне принесли первое стихотворение, к которому надо было нарисовать иллюстрацию, я не знал, с чего начинать и что рисовать, – говорит Олег Ершов. – Со временем образы уже создавались сами собой.
Именно тогда Олег уяснил для себя главный творческий принцип, в котором он убеждается по сей день: когда что-то начинаешь делать впервые, это новое дело должно тебе нравиться. Но, к сожалению, после кризиса 1998 года издание закрыли, а Олега занесло на черноморское побережье, в Анапу, где он задержался… на целых 10 лет.
Работа на панели
В Анапе есть целая набережная художников-портретистов, где весь сезон работают мастера со всей страны, предлагая отдыхающим нарисовать их портрет. Сидят художники в ряд, поэтому своё рабочее место в шутку называют панелью. Вот на такую панель и пришёл работать Олег Ершов.
– Первый раз я шёл туда с уверенностью, что справлюсь со всем и сразу, ведь я довольно успешно рисовал портреты в училище. Однако, оказалось, что «панельное братство» живёт по своим законам, и сам я ничего не умею на этом поприще. Даже не помню, как я нарисовал первый портрет – так у меня дрожали руки и колени. Но со временем и рисовать в этой технике научился, и с художниками подружился.
Сегодня те времена в Анапе Олег вспоминает как один из самых ярких периодов в своей жизни. Это было время настоящей свободы и неплохих заработков. Когда сезон нескончаемого праздника заканчивался, он 14 возвращался домой, в Ульяновск, и в таком ритме прожил 10 лет, каждое лето приезжая в Анапу. Но однажды Олег решил сменить маршрут и в одно лето, вместо черноморского курорта, уехал в Испанию – решил и там себя попробовать в качестве уличного художника-портретиста. За полгода до поездки с нуля начал учить английский язык, захватил с собой испанский разговорник и уехал – уверенный, что теперь-то художники точно примут его за своего.
– Приехал я в городок Салоу под Барселоной и тут же пошёл на главную улицу, где собирались местные художники. Но они мне ясно дали понять, что мне здесь не место. Попробовал устроиться в бары, но и там не получилось. И тут я обратился к директору гостиницы, в которой поселился: можно ли мне порисовать прямо на ресепшене? Так у меня появилась работа, клиенты. Понимаете, в Испании всё по-другому, там люди другие. В Анапе по 2-3 клиента за сезон всё-таки не покупали портреты после позирования, недовольные тем, как они получились. И ни один европеец не вернул мне работу – у них всё всегда «Прекрасно!», «Восхитительно!», они всем всегда довольны, и всё, что сделано своими руками, у них очень ценится. Однажды я рисовал семью темнокожих из Англии. Мне казалось, что они у меня все выходят на одно лицо, да и технически это было сделать непросто. А им так понравились портреты, что они доплатили мне ещё денег и даже стащили в гостинице рамку, чтобы вложить туда мои работы.
4 месяца в Испании пролетели быстро, и Олег вернулся в Россию. Сегодня он по-прежнему рисует: летом в деревне, зимой в городе, иллюстрирует книги. Не так давно работал над раскадровкой для клипов Тимати, Лигалайза, Влада Топалова, рисовал персонажей для компьютерных игр. Нарисованных Ершовым мульт-героев можно увидеть сегодня в ульяновских рекламных роликах. И задумок у нашего героя на завтрашний день немало, ведь главное же – зани-маться любимым делом.