«…Удается им за время поездки наловить больше, чем они могут съесть, так как Волга богата всякого рода рыбами», удивлялся рыбному богатству нашей реки шлезвиг-голштинский посол Адам Олеарий, путешествовавший в середине XVII века по Волге. С тех пор объесться выловленной в Волге рыбой стало гораздо сложнее. Особенно заметно количество ценной для промысла рыбы в реке уменьшилоcь в XX веке. Как именно изменялось рыбное население Волги во второй половине прошлого века и какой рыбой Волга богата сейчас?
Ответы на эти вопросы искал ульяновский ученый, кандидат биологических наук, доцент УлГУ Дмитрий Семенов.
Результатом работы ученого стала монография «Антропогенная трансформация ихтиофауны Средней Волги в Куйбышевском водохранилище». В прошлом году она была издана УлГУ.
За непростым для обывателя названием книги содержатся анализ того, как все растущая хозяйственная деятельность человека воздействует на рыбное население реки, а также множество интересных фактов об обитавших и обитающих в Волге рыбах. Мы попросили Дмитрия Юрьевича рассказать о результатах его исследований.
Селедку считали безумной
– Дмитрий Юрьевич, какая перед вашей работой стояла задача?
– Эта публикация – первая комплексная научная работа по рыбному населению Средней Волги и Куйбышевского водохранилища.
Основной задачей было изучение процессов изменения видового состава рыбного населения в связи с возрастающим антропогенным воздействием.
– Если говорить о видовом разнообразии рыбного населения Куйбышевского водохранилища по сравнению со Средней Волгой, как оно изменялось?
– До создания Куйбышевского водохранилища в Средней Волге обитало 49 видов рыб.
Сразу после создания водохранилища исчезли проходные рыбы: каспийская минога, шип, севрюга, каспийский пузанок, черноспинка, волжская сельдь, каспийская кумжа, белорыбица и каспийская шемая. Причем каспийскую миногу и сельдей, к которым относятся каспийский пузанок, черноспинка, волжская сельдь, до создания водохранилища ловили в промышленных масштабах. Однако эти виды не пользовались спросом у местного населения. Сельдей обобщенно называли бешеной рыбой, или бешенкой. Это название они получили за то, что во время нереста активно выпрыгивали из воды, и наблюдателям казалось, что рыба «сошла с ума». Есть такую рыбу считалось опасно для душевного здоровья, и ее использовали в пищу самые бедные слои населения. Рыбаки, в сети которых она попала, старались от нее поскорее избавиться, иногда отдавали ее даром.
Живут пожилые белуги
Из осетровых видов рыб в настоящее время встречается только стерлядь. Исключительно редко попадается русский осетр. Кроме того, в водохранилище обитает несколько особей белуг. В водоем они проникли еще до создания водохранилища и, благодаря сроку жизни до 100 лет, сохранились до настоящего времени. Причем сейчас они достигли очень больших размеров: некоторые экземпляры, возможно, весят около тонны. Таких крупных особей поймать практически невозможно, так как они порвут любые орудия рыболовства. В 2002 году была информация о выброшенной на правый берег Ундоровского плеса полуразложившейся туше крупной белуги. В настоящее время рыболовы-любители и промысловики иногда фиксируют крупных белуг эхолотами.
После создания водохранилища значительно изменились условия обитания рыб. До водохранилища было очень сильное течение, а после водоем стал практически стоячим. В результате многие виды, предпочитающие быстрое течение, резко сократили свою численность. К примеру, подкаменщик, подуст, голавль и другие. А виды, предпочитающие медленное течение, наоборот, увеличили свою численность, например, лещ и судак.
В настоящее время в Куйбышевском водохранилище обитает 56 видов рыб. Увеличение произошло за счет новых видов, проникающих как с юга, так и с севера. Северными вселенцами являются европейская ряпушка, европейская корюшка, девятииглая колюшка, ротан-головешка и речной угорь. Южными – тюлька, бычок-кругляк, бычок-головач, бычок-цуцик, бычок-песочник, звездчатая пуголовка и рыба-игла.
Особенно хорошо прижились в водоеме тюлька и бычок-кругляк, сейчас их численность настолько велика, что можно вести полноценный промысел. Особенно это касается тюльки.
В нашем водохранилище она по своим вкусовым качествам и жирности ценится даже выше, чем из Каспийского моря. Одно время в Куйбышевском водохранилище ее ловили в промысловых масштабах, но сейчас лов ограничен, так как тюлька является основным кормом для более ценных хищных промысловых видов рыб – судака и берша. Вкусовые качества бычка-кругляка очень низкие, даже не всякая голодная кошка будет его есть, но надо отметить, что при соответствующей кулинарной обработке он вполне съедобен – достаточно вспомнить знаменитые консервы «Бычки в томате».
Остальные, новые для нашего региона, виды рыб обитают или в очень малом количестве, как европейская ряпушка, европейская корюшка и речной угорь, или сами очень мелкие и не представляют никакой пищевой ценности не только для человека, но и для хищных обитателей водохранилища. В этом отношении особенно интересна рыба-игла, она настолько мелкая, тонкая и костлявая, что ее вообще никто не употребляет в пищу, так как в ней есть нечего.
Кроме самостоятельно проникших в водохранилище видов, есть и целенаправленно вселенные человеком – так называемые акклиматизанты. Это радужная форель, пелядь, белый амур, пестрый толстолобик, белый толстолобик, малоротый буффало, большеротый буффало и черный буффало. В настоящее время численность этих видов незначительная, так как сами они, за исключением пеляди, размножаться в условиях нашего климата не могут.
Летом к видовому составу ихтиофауны Куйбышевского водохранилища в границах крупных городов добавляются некоторые аквариумные виды рыб. Так, в Ульяновском плесе обнаружены гуппи, золотые рыбки, а в мелководной протоке у села Малиновка в Ундоровском плесе – пиранья. Однако эти аквариумные виды не выдерживают даже летних колебаний температуры и погибают в течение нескольких недель после выпуска их в водохранилище.
Водохранилище дестабилизировалось
– Как сказывались эти изменения на промысловой ценности рыб в водохранилище и объемах их добычи?
– К сожалению, после создания водохранилища из ихтиофауны исчезли или значительно сократили свою численность высокоценные виды рыб, а на их место пришли новые – малоценные для человека виды.
Оценивая современные изменения видового состава ихтиофауны водохранилища, можно отметить, что если с рыбохозяйственной точки зрения перестройка структуры рыбного населения в условиях водохранилища имеет негативные последствия, то с общеэкологических позиций повышение видового разнообразия является закономерной реакцией экосистемы на антропогенное воздействие.
– В книге жизнь водохранилища, а соответственно и процессы в существовании рыбного его населения разделены на несколько этапов. Нынешняя фаза – так называемая фаза «дестабилизации». Что она означает для ихтиофауны и каковы перспективы изменения ее состава?
– Для рыбного населения эта фаза характеризуется ухудшением биологических параметров – роста, жирности и так далее – и воспроизводства большинства ценных видов рыб. Кроме того, происходит рост численности экологически пластичных, но малоценных видов рыб.
Улов с патологиями
– Отдельный раздел книги посвящен аномалиям у рыб, выявленным в последние годы. Что это за аномалии и являются ли они показателями ухудшения экологической ситуации в водоеме?
– Как сказано ранее, Куйбышевское водохранилище является преимущественно стоячим водоемом, а соответственно в нем активно накапливаются токсичные вещества, которые в большом количестве сбрасывают промышленно развитые регионы Верхней и Средней Волги. Эти вещества накапливаются в донных отложениях, воде, а также в телах самих обитателей водохранилища. Некоторые токсичные вещества обладают четко выраженными мутагенными и тератогенными свойствами. В связи с этим в 80-е годы XX века в Куйбышевском водохранилище начали вылавливаться особи рыб, имеющих морфологические аномалии, до–этого случаев поимки аномальных особей не регистрировалось. Чаще всего аномалии выражаются в искривлении позвоночника, деформации плавников, искривлении челюстей, отсутствии одного глаза и других заметных только для профессионалов патологиях развития.
– В работе говорится, что уменьшение числа ценных промысловых видов на Средней Волге началось еще до появления водохранилища. Получается, это неизбежный процесс, который водохранилище лишь усугубило?
– В XVII-XVIII веках в средневолжском регионе рыболовство было одной из наиболее развитых отраслей народного хозяйства. В это время промысел осуществляли ватаги монастырей-предпринимателей (Троице-Сергиев, Савво-Сторожевский, Благовещенский, Новодевичий, Донской и другие), Казанский епархиальный Дом, Дворцовый рыбный двор, а также помещики, крестьяне и казаки. Однако даже в этот крайне благоприятный для рыболовства период рыба промышлялась в основном «на свой обиход», а вырученные от продажи рыбы деньги были очень незначительные.
Как свидетельствуют многочисленные письменные источники, сокращение рыбных запасов на Средней Волге начало наблюдаться еще в конце XVIII века, это было вызвано в первую очередь большим количеством рыбаков и разнообразием высокоэффективных орудий рыболовства. Кроме того, в XIX – начале XX века рыбаки связывали сокращение рыбных запасов с увеличением пароходов, которые очень шумели и не давали рыбе спокойно отнереститься, а также с загрязнением воды нефтью, которую перевозили на баржах из Каспийского моря в промышленные регионы Верхней Волги.
В 30-40-е годы прошлого века, то есть непосредственно перед созданием водохранилища, рыбный промысел на Средней Волге даже частично не удовлетворял запросы местного населения.
Таким образом, сокращение промысловых запасов рыбы в Куйбышевском водохранилище не является процессом, свойственным исключительно водохранилищу, а представляет собой исторически предрешенный и закономерный процесс, возникший задолго до создания каскада волжских водохранилищ с появлением на берегах Волги человека и развитием цивилизации.
Как это было
Выдержки из сообщения Петера Палласа по ведению рыболовства в границах Симбирской губернии, 1809 год: «Не думаю, чтобы какая река в Европе была столь богата рыбою, как Волга со всеми текущими в ее реками. Собственные Волге рыбы, которые в малые при ней реки только редко или совсем не заходят, суть следующие: белуга, осетр, стерлядь, севрюга, красная рыба, белая рыбица; а наипаче сазан, сом, железица и чехонь. Белуга нередко попадается в Волге длиною от 20 до 25 пяденей (355,6 – 444,5 сантиметра) и весом бывает от 30 до 40 пудов (480-720 килограммов). Впрочем, число малых с молоками белуг, которые длиною до восьми пяденей, несравненно больше числа больших икряных.
Осетров ловят от пяти до восьми пяденей длиною, а весом от 20 до 22 пудов. Но от белуг и осетров отличают тех, у которых нос длиннее и острее, также телом тучнее и глаже, и особливым именем, то есть шип называют. Но сии попадающиеся в Волге не очень часто, и по большей части сию рыбу почитают за лучшую; да и вкусом она приятнее… Красную рыбу (лососевые) примечают в Волге только в двух последних месяцах года, да и то очень редко. Напротив того с начала января даже до июня тем многочисленнее идет белая рыбица, величиною она бывает от трех до пяти пяденей, а весом редко до 30 фунтов (12,3 килограмма). Сазаны бывают иногда длиною до семи пяденей, потому и весом больше; но ловят их разной величины, и по большей части малых и средних. Сомы хотя величиною и меньше белуг, однако видали из них длиннее, нежели в десять пяденей, и весом в несколько пудов. По большей части ловят их весной и осенью, и везде известны, потому что быстрым своим стремлением перескакивают через сети или оную разрывают и другую рыбу с собой уводят. Изо всех больших рыб за худшую почитается сом…».
Лидия Пехтерева