«Можно сказать, что своей сегодняшней статьей в газете “Ведомости” (http://www.vedomosti.ru/politics/news/1488145/o_nashih_ekonomicheskih_zadachah) Владимир Владимирович определил контуры будущей экономической стратегии России. В ней прозвучал ряд заявлений, которые позволили лично мне еще раз убедиться в правильности выбранного пути развития региональной экономики. Я абсолютно согласен с тем, что только системный кластерный подход в отношении приоритетов промышленной политики способен сделать российскую экономику конкурентной на международной арене. Сейчас, когда у нас появилась экономическая стабильность, мы должны сохранить накопленный потенциал за счет консолидации ресурсов и централизации управления для того, чтобы сделать мощный рывок в своем развитии. Вектор должен быть единым. Вспомните, что было с экономикой после развала советского государства. В перестроечный период российские экономические процессы по своему характеру были очень близки к тем событиям, которые происходили в басне Ивана Андреевич Крылова «Лебедь, рак и щука». Экономикой занимались все и понемногу, но все занимались чем-то своим, не согласовывая свои действия друг с другом, а самое главное — с современными экономическими потребностями. В результате мы получили то, что имеем.
В Ульяновской области мы уже давно определили для себя такие приоритеты. Кстати, они в числе первых были отражены в статье Владимира Владимировича — это все, что касается авиационной промышленности, нанотехнологий, а также ядерной промышленности. Так, у себя в регионе мы сформировали современный авиационный кластер. Мы объединили все ресурсы, расположенные на территории региона, а это и завод «Авиастар-СП», и промышленные предприятия авиационного приборостроения, целый ряд научно-исследовательских институтов и КБ, наши вузы, уникальный для России музей гражданской авиации под открытым небом, в один производственно-научно-образовательный консорциум «Ульяновск-Авиа», в который вошло более двух десятков организаций, «завязанных» на авиационной тематике. В рамках кластера мы первыми в России создали Портовую особую экономическую зону, плюсы которой уже оценили многие мировые лидеры авиационной промышленности. Резидентами зоны уже стали три ведущих предприятия отрасли, суммарные инвестиции которых составят более 3,5 миллиардов рублей. А совсем недавно еще 4 компании объявили о своем желании стать резидентами. Такого пока в России нигде нет, таких зон всего-то в мире меньше десятка, и они даже не локомотивы, они, скорее, ракеты для продвижения экономики, для улучшения жизни. Мы много лет не поддерживали свою авиацию, своих авиапроизводителей в том виде, в каком нужна была поддержка. Увлеклись закупкой хороших, действительно хороших, но иностранных самолетов – «Боингов», «Эйрбасов» и других. А чтобы обслуживать эти самолеты, требующие техобслуживания после налета определенного количества часов, должны быть станции технического обслуживания, создание которых обойдется в десятки миллионов долларов. И обслуживаются теперь купленные самолеты за границей. Там же проходят обучение и переподготовку наши российские пилоты, с наших российских авиакомпаний, которые тем самым, вывозят деньги за пределы страны. В Европе – это дорого, но качественно. В Азии, Китае и ряде других стран – дешево, но некачественно. Поэтому, когда мы отстаивали свою позицию о необходимости создания такой экономической зоны – это не только для того, чтобы появились новые производства, а они там появятся, но и для того, чтобы разместить там пункты технического обслуживания самолетов. Это как раз то, о чем говорит Премьер-министр, отмечая, что российские предприятия должны ставить покупателя не только в технологическую, но и в экономическую зависимость от поставщика. В результате, по нашим прогнозам, мы буквально через 10 лет займем не менее трети мирового рынка, причем охватим не только постсоветское пространство, а, как минимум, всю Восточную Европу.

Я также убежден, что кластерный подход даст нам возможность стать лидерами в ядерной промышленности. Мы активно занимаемся формированием ядерного кластера на базе НИИАР в Димитровграде. Это город должен стать наукоградом, где будут создаваться не только новые ядерные реакторы, но и реализовываться уникальные проекты в сфере ядерной медицины. Уникальность проекта состоит в том, что на одной территории объединены несколько взаимоувязанных перспективных направлений развития. Мы объединяем на одной площадке технические, научные и интеллектуальные ресурсы, что позволит создать комплекс, включающий в себя все элементы кластера: подготовку кадров начальной школы, профессиональную ориентацию, научные исследования, коммерциализацию проектов, привлечение финансирования, их размещение и развитие.

Но нужно отдавать себе отчет в том, что определение приоритетов и создание кластеров — не является конечной целью. Как справедливо отметил Владимир Владимирович, «мало научиться продавать – для устойчивого инновационного роста экономики нужно, чтобы в нее непрерывно поступали новые идеи, продукты фундаментальных разработок, наконец, просто креативные работники, готовые создавать технологии». И в этом вопросе главными помощниками государства должны стать университеты – как центры фундаментальной науки и кадровой основы инновационного развития. Премьер-министр заявил, что ведущим университетам страны необходимо разработать десятилетние программы фундаментальных и поисковых исследований. Поэтому в ближайшее время мне бы хотелось услышать предложения ректоров ульяновских вузов по формированию таких программ. Кроме того, как отметил Председатель Правительства, к 2020 году доля предприятий, внедряющих технологические инновации, у которых будут приняты соответствующие инновационные программы, должна вырасти в два с половиной раза – с нынешних 10,5 до 25%. В связи с этим я прошу руководителей ведущих промышленных предприятий региона активизировать работу в данном направлении».