Юрий КОРАБЛЁВ
На прошлой неделе во время разбирательств на аппаратном совещании в администрации Ульяновска по поводу качества работы общественного транспорта заместитель председателя комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта Сергей Аникин заявил, что общественный транспорт всегда находится в зоне критики. Тем самым зампред комитета попытался снять с себя и со своих подчиненных ответственность. Возможно, отчасти господин Аникин прав. Однако большая часть претензий и нареканий у горожан по поводу работы общественного транспорта накопилась отнюдь не по причине их склочности.

Обещанного ждут… 7 лет

О том, что городские власти обещали в отношении развития электротранспорта и как на самом деле они обошлись с ним, мы недавно писали. Не меньше было разговоров о приобретении муниципальных автобусов, которые чиновники мэрии начали вести еще в 2004 году. Тогда они обещали приобрести 50 машин и хотели сразу сдать их в аренду частникам на особых условиях — бесплатная перевозка льготников. Однако те планы мэрских чиновников так и остались пустыми мечтами.

В феврале 2011 года Александр Пинков поручил своему заму Константину Иваненко приобрести в течение года еще 50 автобусов средней и большой вместимости (к тем, что были приобретены ранее). Тогда же мэр особо подчеркнул, что нужно приобретать не только ЛиАЗы, но и китайские «BAW-Street», которые по его активной инициативе начали собирать в Ульяновске.

В феврале было объявлено о начале работы новой областной целевой программы «Обновление подвижного состава общественного автомобильного транспорта Ульяновской области в 2011-2018 годах». Было заявлено, что программа будет работать в три этапа: в 2011 году должно быть приобретено 105 автобусов, в 2014 году – 70, в 2017 и 2018 годах – 25 междугородных автобусов, которые будут использованы на обслуживании чемпионата мира по футболу. Всего на закупки должно было быть выделено 867 миллионов рублей.

Если суммировать все автобусы, которые власти обещали приобрести в 2007-2011 гг., то получается астрономическое количество в 588 автобусов.

Космические отчёты

Согласно отчету минтранспорта области, озвученному в ЗСО в 2010 году, в 2007-2008 гг. был приобретен 131 муниципальный автобус. В 2009-2011 гг., согласно тому же отчету, планировалось приобрести еще 125 автобусов. Из почти 2 тыс. автомашин, работавших на маршрутах, на весь Ульяновск имелось 202 автобуса вместимостью более 16 посадочных мест (FORD, IVEKO, «Богдан», ПАЗ и т.д.). Но это были не муниципальные, а частные автобусы. Муниципальной вообще отсутствовали.

Приобретались ли они вообще? Если да, то кем или для кого? И куда делись автобусы, приобретенные на бюджетные деньги? Исчезли даже те 20 ЛиАЗов и 15 ISUZU-BOGDAN, о выходе которых на маршруты шла речь в 2007 году. А обещанные ранее мэрией 11 автобусов для «ПАТП-1» начали работать не в октябре 2010 году, а только с декабря!

В начале февраля 2011 года Сергей Аникин доложил мэру Пинкову, что в целях повышения качества пассажирских перевозок с 7 февраля автобусы маршрута № 14 следуют от проспекта Сурова через Центральную городскую клиническую больницу и Нижнюю Террасу до Центробанка, что на данном маршруте увеличено количество подвижного состава до 15 единиц. А 24 июня 2011 года на площади им. Ленина состоялось торжественное вручение «ПАТП-1» 25 автобусов ЛиАЗ и BAW-Street, приобретенных мэрией для работы на регулярных городских маршрутах. Общая сумма покупок составила более 100 млн рублей.

Казалось бы, процесс пошел, и у властей наконец появились основания для победных реляций, что и было сделано. «В целом, в рамках реализации программы будет приобретено 135 единиц транспорта разных категорий вместимости, – заявил на церемонии передачи автобусов губернатор Сергей Морозов. – В настоящее время уже закуплено 200 автобусов средней и большой вместимости для нужд автотранспортных предприятий. Общий объём финансирования приобретения автобусной техники составил 420 миллионов рублей».

В сентябре 2011 года Сергей Аникин заявил, что количество автобусов большой вместимости на ульяновских маршрутах увеличилось на 93 единицы, что недавно «ПАТП-1» получило 36 новых автобусов.

Если суммировать автобусы, которые уже якобы бегали по улицам Ульяновска к началу 2012 года, то получится 552 автобуса! То есть близкое к ранее запланированному астрономическому числу в 588 автобусов! Ульяновску не нужно столько автобусов. Их с избытком хватило бы не только для того, чтобы перекрыть все потребности города не только в часы пик, в дневное и вечернее время, но даже ночью. И все равно треть из этих 522 автобусов стояла бы «на приколе» за ненадобностью. Или автобусы можно было бы вызывать круглосуточно, как легковое такси. А на прошлой неделе на аппаратном совещании в администрации Ульяновска зампред комитета транспорта Сергей Аникин сказал, что на сегодняшний день в «ПАТП-1» имеются всего-навсего 64 автобуса, и сам назвал эту цифру смешной.

Фэнтази чиновников

Улетно астрономические цифры берутся из официальных источников — выступлений чиновников на аппаратных совещаниях, сообщений пресс-служб облправительства и мэрии, данных официальных печатных изданий, учредителями которых являются все те же облправительство и мэрия. Просто в нужное время в СМИ «вкатывались» нужные для чиновников цифры. При этом в разное время выдавались разные сведения, что способствовало имитации бурной деятельности самих чиновников. Путем простого арифметического сложения эти официальные данные и дали столь улетно смешные астрономические результаты.

Ведь тот же Сергей Аникин еще в сентябре 2011 года рапортовал, что количество автобусов большой вместимости на ульяновских маршрутах не просто составляет, а увеличилось на 93 единицы, что «ПАТП-1» получило 36 новых автобусов. Так ведь тогда приближались выборы, и господин Аникин, явно исходя из учета «важности момента», вероятно, подсуетился с цифрами. Правда, в конце января 2012 года он говорит уже только о 64 автобусах, имеющихся в «ПАТП-1»…

Справедливости ради нужно сказать, что и высокое начальство тоже не прочь приукрасить перспективку. И не только в отношении общественного транспорта. Так получилось в прошлом году, когда Сергей Морозов утверждал, что на «Авиастаре» соберут до конца года 11 самолетов. Ну и где они, те самолеты?