Власть, как видно, не способна организовать и проконтролировать работу единственного оставшегося в Ульяновске пассажирского автотранспортного предприятия.

Только после того, как водители автобусов и кондукторы ОАО «ПАТП-1» заявили о своем нежелании работать без зарплаты, на предприятии была организована проверка, которая выявила масштабные финансовые нарушения со стороны руководства.

В начале февраля работники ПАТП-1, не получившие свои зарплаты ни за декабрь, ни за январь, выразили свое недовольство руководству предприятия, однако то сослалось на финансовые трудности, попутно обвинив сотрудников в присвоении части выручки. В ответ водители и кондукторы заявили о своем нежелании выходить на линию. Ситуация грозила обернуться массовой забастовкой, в результате в спор вмешался губернатор Сергей Морозов.

7 февраля глава региона встретился с коллективом ПАТП-1, где пытался успокоить работников и пообещал им повышение зарплат.

– Проведенная областной Счетной палатой проверка финансовой деятельности выявила целый ряд грубых нарушений, – рассказал Сергей Морозов. – Они всякие, начиная от безобразного ведения финансово-хозяйственной документации. К примеру, работающие на территории ПАТП-1 частные компании почему-то не вносили арендные платежи, и никто на это не хотел обращать внимания. Выявлено, что предприятие, находясь в нестабильном экономическом положении, раздает кредиты непонятным конторам и потом еще их не спрашивает. Созданная при ПАТП-1 станция техобслуживания автомобилей почему-то оказалась в частных руках, хотя могла бы приносить прибыль. Выяснилось также, что, получая новые автобусы, финансовая служба ПАТП-1 тут же закладывала по шесть миллионов рублей на их ремонт.

Присутствовавшие на встрече чиновники старались не подавать виду, но многие из них знали, как распределяются выплаты среди работников предприятия. Выяснилось, что руководитель ПАТП-1 установил себе ежемесячную выплату в размере 100 тысяч рублей. В это же время кондукторы и водители получали в десять раз меньше, однако при расчете размера средней зарплаты по предприятию получались вполне приличные 14-15 тысяч рублей. В реальности размер аванса для простых тружеников предприятия составляет всего 500 рублей.

– На эти деньги водители, кондукторы и слесари живут полмесяца, кормят свои семьи и каждый день за свой счет добираются до родного предприятия и обратно (с недавнего времени была отменена бесплатная доставка сотрудников к месту работы), – рассказала одна из работниц предприятия.

Узнав о зарплате директора ПАТП-1, губернатор отметил, что у него – меньше.

Министр промышленности и транспорта Ульяновской области Андрей Тюрин заявил, что средства на декабрьскую зарплату работникам предприятия перечислены из областного бюджета, долги погашены. Вместе с тем, у ПАТП-1 накопилась задолженность за ГСМ и по налоговым платежам (всего около 40 миллионов рублей). Как отметил Тюрин, без бюджетной помощи ПАТП-1 выправить свое финансовое положение не сможет. Однако по вопросу, кто, сколько и за что должен помогать предприятию, между Тюриным и главой Ульяновска Мариной Беспаловой (город владеет 30 процентами акций ОАО «ПАТП-1») возник спор. Областной министр заявил, что ПАТП-1 ежемесячно нужно перечислять не менее семи миллионов рублей (3,5 миллиона рублей – по лизинговым платежам за приобретенные в предыдущие годы автобусы и еще столько же – в качестве компенсации выпадающих доходов). В ответ Беспалова рассказала, что на поддержку ПАТП-1 в городском бюджете на весь год заложено всего 30 миллионов рублей. Но даже этих денег предприятие не получит, пока на нем не будет наведен финансово-хозяйственный порядок, а также налажен учет объемов перевозок отдельно по городским, пригородным и областным маршрутам, заметила она.

Вадим Пилюков