В последнее время что-то часто стали вспоминать события почти вековой давности – революцию и последовавшую за ней гражданскую войну. И сегодня некие воинствующие «революционеры» готовы рубить с плеча, призывая страну к глобальным переменам. Чтобы понять, чем тогда, 95 лет назад, обернулись для нашей области такие вот призывы, «Молодёжка» решила навести исторические справки о том, как Симбирско-Ульяновский край пережил все эти потрясения.

Победившее меньшинство
Начнём мы, пожалуй, с того, что в России никогда не любили и не уважали богатых людей. Мол, у них всё или наворовано, или отобрано у бедных, или получено по наследству. Согласитесь, так до сих пор считает большинство из нас. Вот и 95 лет назад наши предки вряд ли думали иначе. Этой нашей чертой в то время удачно воспользовались большевики, которые обещали простому народу: если уничтожить всех богатых и раздать всё бедным – все разом заживут хорошо.
А кто, собственно, был «простым народом» в России до 1917 года? Абсолютное большинство населения страны – почти 86% – были крестьянами и проживали в селе. Из них 78% были неграмотными. Много ли они размышляли о власти в стране, о политике, об идеологии? Да и слов-то таких, скорее всего, не знали. А что нужно крестьянину в любые времена? Чтобы был свой клочок земли, хозяйство, скотина. Что умел крестьянин во все времена? Пахать землю и сеять хлеб. Победившие в 1917 году большевики насильно оторвали крестьян от земли, дали в руки вместо сохи оружие и заставили неграмотных идти воевать против своих же, брат на брата. Так совершившая в стране революцию партия «левых» позиций развязала братоубийственную гражданскую войну.
Само по себе парадоксально, что небольшая по численности группа людей, рвущихся во власть, а также примкнувшие к ним бандиты, сумели навязать абсолютному большинству населения свою идеологию, своё понимание свободы и равенства. Господи, как это похоже на сегодняшний день. Придя к власти, большевики поспешили укрепить своё положение. А для этого надо было уничтожить всех своих врагов, причём не отдельных противников, а целые слои населения. И уничтожить не политически, а физически. Вне закона оказались дворяне, офицеры, священники, кулаки, казаки… Так в 1917-18 годах по всей стране начался красный террор – полное истребление тех, у кого раньше, до революции, водилась собственность, сбережения и прочие небольшие человеческие блага. Самое страшное, что потакать этому насилию, этому уничтожению своих же земляков, соседей, да что там соседей – брат на брата шёл войной, призывали всем вместе, коллективно, как будто крови захотела не шайка бандитов, а всё село или вся деревня. Казалось, что страна сошла с ума.
Не миновал красный террор и Симбирскую губернию…

Симбирская Голгофа
Симбирск в начале 20 века был тихим провинциальным городком, утопающим в зелени парков и колокольном звоне.
– На 29 ООО населения здесь было 33 церкви, два монастыря, два духовных училища и духовная семинария, – поясняет Виктор Сахаров, председатель Фонда имени Б.В.Аржанцева (для сравнения: сегодня на почти 625 ООО человек в Ульяновске действуют около 30 храмов).
Духовенство в Симбирске было весьма многочисленно, и какие жертвы оно понесло после Октябрьской революции – доподлинно не известно и по сей день. В нескольких районах области в 1918 году действовали целые истребительные отряды, уничтожавшие священников. То, что они творили с ни в чём не повинными людьми, находится за гранью добра и зла. Священнослужителей и монахов распинали на крестах и воротах, варили в котлах с кипящей смолой, «причащали» расплавленным свинцом и оловом, топили в прорубях. Сегодня сложно сказать, кто был в составе тех отрядов. В стране был полный беспорядок, анархия, люди были в полной растерянности. Известен случай, когда к священнику Петру Вознесенскому, который в 1917 году служил в с. Ясашная Ташла (сегодня это Тереньгульский район), ночью в дом ворвались красноармейцы и стали бросать жребий, кому стрелять в хозяина избы. Первый, кому выпало, отказался: «У священника семь человек детей, сироты будут, не могу». Карателем тут же согласился быть другой солдат. Жуткий случай произошёл и в селе Никитине Сурского района, где бравые комсомольцы подкараулили местного батюшку, отца Александра, после службы и избили его до смерти прямо на дороге. Вот так сходили с ума после победы революции в Симбирской губернии.
В самом Симбирске в годы красного террора тоже царил ужас и беспредел. Несколько лет назад «Молодёжка» писала о расстреле священников в подвалах бывшего здания НКВД (особняк купца А.А.Сачкова на ул. Л.Толстого, 73). Арестантов приводили в эти подвалы из тюрьмы, которая располагалась в соседнем здании, рядом с лютеранской кирхой, заводили в узкую часть подвала и там казнили.
Все эти случаи собраны и описаны в книге «Симбирская Голгофа» её составителем – настоятелем Богоявленского храма в с. Прислониха и храма Взыскания Погибших в с. Языково Карсунского района протоиереем Владимиром Дмитриевым. Для отца Владимира это не просто летопись – это история его предков.
– Мой дед Иоанн Ахматов был священником и пережил три волны репрессий: его арестовывали в 1919 и 1929 годах, а в 1938 году расстреляли, -рассказывает батюшка. – Почти на каждой литургии я вспоминаю триста погибших в те годы священнослужителей, имена которых нам удалось собрать. Вместе с тем по-прежнему остаётся открытым вопрос о местах их захоронений. Когда-то мне довелось встретиться с одним человеком, бывшим работником НКВД. Ему было уже под 90 лет, и он рассказывал, что эти захоронения проводились на старом кладбище на ул. К.Маркса и к в Стрижевом овраге в районе Южного рынка. Могли они быть и на «заразных» кладбищах (погосты для умерших от чумы и прочих заразных болезней), которые располагались возле нынешнего Моторного завода. Очевидно, хоронили там для того, чтобы никто из жителей не рискнул проводить раскопки на заразном месте. Думаю, теперь пришло время увековечить память о жертвах красного террора, о расстрелянных и замученных в лагерях, в виде достойного памятника. Может быть, когда-нибудь этот вопрос будет решён…

Гибель дворянства

Не меньше духовенства от рук красных террористов пострадало и симбирское дворянство. Местная аристократия была знаменита на всю империю: родом из Симбирска были выдающиеся деятели культуры, литературы, политики. Да что там говорить, именно симбирские дворяне – Александр Керенский, Владимир Ульянов и Александр Протопопов – в 1917 году изменили ход российской истории. Если имена первых двух знакомы большинству, то последнего – Александра Протопопова – знают немногие. До революции он был предводителем дворянства в Карсунском уезде нашей губернии, а потом был переведён на государственную службу в Петербург и вскоре дослужился до министра внутренних дел. В ходе Февральской революции Протопопов был арестован своим симбирским земляком Александром Керенским, который учился в одной гимназии с Лениным, А через полгода уже Ленин уничтожил режим Керенского. Тем не менее, новая власть и дворян провозгласила классовым врагом. С приходом красного террора на Симбирскую землю дворянство здесь было фактически истреблено. А ведь в нашей губернии дворян в процентном соотношении с другими слоями общества проживало больше, нежели в среднем в Российской империи. Если дворянство составляло, в среднем, 1% населения страны (то есть 15 из 1000 жителей были дворянами), то в Симбирской губернии -2%. В наших краях жили представители старейших дворянских фамилий: Толстые, Трубецкие, Долгорукие… Те из них, кто не успел или не захотел эмигрировать, были уничтожены.

Брат на брата
Главным же врагом красных стали белые офицеры и солдаты, воевавшие на стороне старого режима. Здесь стоит сразу пояснить, что деление на красных и белых в пору братоубийственной гражданской войны, которая последовала после революции, было настолько сумбурным, что сегодня уже не ответить на вопрос, кто с кем воевал. Когда в село приходили красные командиры с маузером в руках набирать себе солдат – добровольцы шли с ними, приходили белые командиры – уходили воевать за них. Это тоже итоги революции и тех потрясений, которые происходили в России.
Из таких вот добровольцев собиралась будущая Железная дивизия, в честь которой названа одна из улиц Ульяновска. Её создание связано с одним из самых драматичных эпизодов в истории нашего края. Летом 1918 года, когда в стране была полная разруха, Симбирск был одним из опорных пунктов советской власти, здесь хотя бы были закрома с хлебом для армии. Когда в июле город захватили белогвардейцы, красные тут же направили в Симбирск дивизию под командованием Гая Дмитриевича Гая – уничтожить врага и снова захватить город, установив там власть Советов. В Симбирск дивизия пробивалась из Сенгилея, по пути к ней присоединялись добровольцы: рабочие Сенгилеевского цемзавода, ткачи Екатериновской суконной фабрики, матросы из портов Шиловка и Криуши, лесорубы из Ташлы. Дивизия Гая подошла вплотную к Симбирску со стороны Киндяковки, видимо, поэтому имя этого командира носит проспект в Железнодорожном районе и там же ему установлен памятник.
Штурм Симбирска назначили на 12 сентября. Эта дата тоже сохранится в названии улицы в Ульяновске. Несмотря на численное превосходство, белогвардейцы, занимавшие город 52 дня, атаки дивизии Гая не выдержали. Собственно за несгибаемость эту дивизию и прозвали «железной». Сколько всего погибло в тех боях симбирян и тех, кто пришёл с обеими армиями из других губерний – никто никогда не скажет. К ним прибавились и жертвы среди мирного населения.
Новая власть, закрепившись в Симбирске, установила здесь свои порядки и законы красного террора, который не закончился с уничтожением священников, дворян и белых офицеров, а стал нормой жизни для простых людей, без чинов и званий.
О том, как жили обычные симбиряне с приходом новой власти, мы расскажем в следующем номере «Молодёжки»,
А сегодня нам впору задаться вопросом: хотели ли наши предки, жившие почти сто лет назад на этой земле, всех этих революций, гражданской войны? Или они повелись на лозунги тех, кому это кровопролитие, эта анархия, эта смена порядков были нужны как прикрытие для воровства, чтобы потешиться собственной властью и попользоваться простым народом, который всегда хотел просто мирно работать на земле, растить хлеб, собирать урожай, хотел стабильности? Сегодня тоже находятся те, кто кричит о глобальных переменах и необходимости революции, очевидно, не понимая или не желая понимать, чем все эти события могут обернуться для нашего края и для всей страны. А простой народ, которого большинство, как и сто лет назад, просто хочет спокойно жить и работать, растить детей и быть уверенным в завтрашнем дне. И большинству россиян все эти перемены и революции, что называется, даром не нужны.