Ресурсоснабжающие организации (поставщики электроэнергии, тепла, газа и т.п.) не вправе отключать от света и тепла людей, своевременно оплативших счета, владелец сгоревшего автомобиля может потребовать от продавца возвращения стоимости машины и уплаты штрафа, а покупатели квартир в строящихся домах вправе в случае затягивания строительства требовать от застройщика компенсации. Верховный Суд России встает на защиту покупателей и потребителей услуг. Высшая судебная инстанция опубликовала специальный обзор судебной практики, посвященный применению законов о защите прав потребителей.

Ценность обзора – в том, что разъяснениями Верховного Суда РФ теперь должны руководствоваться все российские суды при вынесении своих решений, а обманутые потребители получили представление, на что они могут рассчитывать, добиваясь справедливости.

В подборке ВС РФ – десяток судебных решений по разным поводам из разных регионов, но со схожим финалом: отвергнутые всеми местными судами или не удовлетворенные в полном объеме претензии истцовпотребителей пересматривались высшей судебной инстанцией, в итоге спор решался в пользу клиентов.

Сегодня главная проблема состоит в том, что обманутый потребитель зачастую остается один на один со свой бедой, потому что сомневается, есть ли смысл добиваться возврата, обмена товара или компенсаций.

Судя по решению ВС, смысл есть. В случае, если продавец (поставщик услуг) не соглашается добровольно возместить ущерб, покупатель, помимо самой компенсации, вправе требовать в суде еще половину от ее суммы в качестве штрафа.

В Калужской области несколько лет длилась судебная тяжба между автосалоном и покупателем иномарки. Автодилер за отдельную плату установил в авто сигнализацию и магнитолу. Однако спустя пару месяцев машина сгорела из-за короткого замыкания. Покупатель обратился к продавцу с претензией, но получил отказ. Ничего не удалось добиться владельцу в районном и областном судах. И только ВС рассудил ситуацию в пользу покупателя. В итоге автовладелец, помимо полной стоимости сгоревшей машины, получил от автосалона компенсацию морального вреда за то, что его требования не были удовлетворены вовремя, плюс штраф в размере 50 процентов от компенсации. Кроме того, продавца обязали компенсировать убытки в виде сгоревшего гаража и всего его содержимого.

Еще более распространенная ситуация: обитатель квартиры исправно оплачивает все коммунальные услуги, но в один прекрасный момент ему отрубают электроэнергию или воду. Основание: большие долги обслуживающей дом компании перед ресурсоснабжающей организацией.

Как поясняет Верховный Суд России, закон не исключает возможности прекращения подачи газа и элект-ричества в том случае, если потребителями являются юридические лица.

Совсем другое дело, если речь идет о физлицах – простых людях, которые вовсе не обязаны страдать за чужие долги. Человек, его права и свободы по Конституции являются высшей ценностью. Исходя из этого, а также согласно Постановлению правительства РФ №306, организация – поставщик тепла и света – обязана обеспечить достойное тепло и бесперебойный свет гражданину, своевременно оплатившему счета.

Много споров возникает в сфере долевого строительства, когда покупаются недостроенные квартиры. С одной стороны – дешевле, чем готовое жилье, а с другой – большой риск, что дом так и не достроят. Тем не менее определение №85-В09-1 Верховного Суда запрещает строителям затягивать сроки. Если покупатель получит жилье позже даты, указанной в договоре, он вправе рассчитывать на компенсацию, в том числе морального вреда.

Защиту от высшей судебной инстанции страны получили и туристы.

Оказывается, если они не смогли по каким-то причинам поехать по путевке, уже оплаченной в туркомпании, агентство обязано вернуть им все до копейки. Поводом для разъяснения послужило обычное дело: люди забронировали турпоездку, все оплатили, но поехать не смогли. Сначала они сообщили туроператору о переносе срока путешествия, а затем – о расторжении договора и возврате денег. Деньги были возвращены не в полном размере и несвоевременно, что, как указал Верховный Суд страны, является нарушением прав потребителей. Часто многие туристические (и не только) компании в случае неисполнения услуги удерживают с клиента какой-то процент. ВС определил четко: если клиент не получил оговоренных в договоре услуг, деньги должны быть возвращены.

И еще. По общему правилу бремя доказывания обстоятельств, освобождающих от ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательства, возникшего в сфере защиты прав потребителей, лежит на продавце (изготовителе, исполнителе, уполномоченной организации или уполномоченном индивидуальном предпринимателе, импортере).

В споре между покупателем и продавцом о качестве проданного товара продавец должен сам доказать факт отсутствия в товаре недостатков либо факт возникновения недостатков не по его вине. Если человек купил машину с перекрашенным кузовом, именно продавец должен доказать, что это не брак, и перекрашивали авто на заводе во время изготовления, говорится в обзоре ВС РФ.

Дмитрий Минаев