Юрий КОРАБЛЁВ
Неоднократные призывы губернатора Ульяновской области Сергея Морозова к владельцам и руководителям предприятий о необходимости повышать зарплату своим работникам в прошлом году были услышаны и с готовностью исполнены руководителями муниципальных предприятий Ульяновска.

Руководители явно исходили из принципа: те, кто работают сидя, должны зарабатывать больше тех, кто работают стоя. В итоге, анализ прошлогоднего “зарплатного рывка” выявил строгую закономерность. Если самим себе и своему ближайшему окружению руководители предприятий повысили зарплату в среднем на 30-35%, то рядовым работникам всего лишь на 10-15%. То есть рядовой работяга, целый день тянущий линии электропередачи под палящим солнцем или на пронизывающем ветру, целый день работающий в канализационном колодце или в тепловой камере, сегодня получает в 5-7 раз меньше, чем пахарь канцелярского стола. Поэтому в муниципальных предприятиях Ульяновска сейчас размер зарплаты обратно пропорционален заплеванности потолка. У рядового работяги и потолка-то чаще всего нет.

Когда всплыли столь вопиющие факты откликов руководителей-муниципалов на призывы губернатора, Глава Ульяновска Марина Беспалова пообещала: “Я вам всю экономику ваших предприятий выверну наизнанку. Для меня, как экономиста, найти профильные и непрофильные расходы вашего предприятия будет несложно. Вот тогда мы с вами и поговорим!” Что ж, поживем-увидим.

Впрочем, в ряде других случаев Главе города “найти концы” в маневрах своих подчиненных будет достаточно сложно. Недавно чиновниками городской администрации был провален аукцион на право получения заказов на организацию общественных работ, которые должны были финансироваться из городского бюджета. В этом случае люди, состоящие на учете в Центрах занятости, получали возможность в качестве подработки зарабатывать деньги большие, чем им платят в Центрах. Предприятия, в том числе муниципальные, получили бы возможность для привлечения дешевой рабочей силы для выполнения работ, не требующих высокой квалификации: расчистка территорий предприятий от мусора, убрка улиц и т.д. Чиновники объяснили провал аукциона тем, что якобы не нашлось желающих заключать такие контракты. Когда начались разбирательства, кто конкретно виноват в случившемся, после продолжительных выяснений оказалось, что ответственными за реализацию проекта была сотрудница горадминистрации Лебедева и заместитель мэра Филиппенко, уже находящийся в отставке. И спросить-то не с кого…

Не менее интересно развивается ситуация вокруг выплаты стимулирующих надбавок ульяновским педагогам. Весной прошлого года премьер-министр Владимир Путин заявил, что зарплата педагогов вырастет к концу года сразу на 30%. Потом последовали разъяснения чиновников о том, что автоматически зарплата педагогов вырастет только на 13%, а оставшиеся 17% они получат в качестве стимулирующих надбавок. То есть вопрос о выплате этих надбавок был отдан на усмотрение администрации школ и родительских комитетов. Сразу после того как эти разъяснения были доведены до педагогов, у части из них возникли подозрения о том, что эти надбавки не исчезнут, а из тех карманов, которым они изначально предназначались, плавно перетекут в другие, которым надбавки вовсе не предполагались.

Пока ситуация развивается именно по такому сценарию. По каким критериям будет оцениваться работа педагогов, многим из них не известно до сих пор. И это несмотря на то, что с 1 января, когда должно было вступить в силу положение о стимулирующих надбавках, прошло уже полтора месяца. Не исключено, что начальство в системе городского образования поступит точно так же, как уже поступило начальство других муниципальных учреждений: положение о надбавках может быть составлено таким образом, что их будут получать только начальники от образования. Остальным педагогам останется только с гордостью утверждать, что они работают не за страх, а за совесть. Однако нам почему-то думается, что все они хотели бы работать еще и за приличные деньги. Или мы ошибаемся?