В Ульяновской области прошел первый экономический форум под названием «Обновленная экономика – перспективы реализации для всех», где подвели итоги 2011 года и рассказали о перспективах на 2012 год. Перед пленарным заседанием «Медиа73» удалось поговорить с министром экономики Ульяновской области Олегом Асмусом.
– Какую цель преследует экономический форум? Итоги года ведь можно подводить и без помпезности.
– Сейчас непростая ситуация в стране: очень много меняется и в политическом, и в экономическом плане. Надвигается волна второго кризиса, хотя это нас не должно особо пугать, потому что есть опыт выхода из первого кризиса. Мы не должны смотреть на Запад, поскольку у нас абсолютно разновекторные тенденции развития: Европа рушится, а в России темпы развития экономики неплохие. По-разному складывается ситуация и в России: во многих регионах есть серьезные проблемы, а в Ульяновской области получены такие результаты, которых не было ни в советские времена, ни в последние годы. Много вопросов вызывает вступление в ВТО. Сейчас нам нужно уловить, что явилось причиной каких-то проблем или достижений для того, чтобы сформировать в каждой отрасли направление развития на будущее.
Мы все прекрасно понимаем, что впереди президентские выборы, что страна будет менять свою стратегию развития, как-то ее модернизировать. Над этим все работают. Над этим работает и наш регион. И нам нужна такая дискуссионная площадка, как форум. В преддверии пленарного заседания форума прошло десять круглых столов по обсуждению самых главных проблем. Теперь мы знаем, что нам делать, чтобы их решить.
Да, форум, посвященный итогам года, на моей памяти проводится впервые. Надеюсь, он будет традиционным. Почему мы не должны говорить о достижениях региона за год в столь широкой аудитории? Пусть жители региона знают, чего мы достигли.
В рамках регионального Форума работает выставка «Инвестиционный и экономический потенциал Ульяновской области». На нашем главном стенде написано, какие достижения имеет регион в 2011 году.
В сельском хозяйстве, например, темп самый высокий в Российской Федерации. Да, с предыдущим, 2010 годом, сравнивать не совсем правильно, он был засушливым. Но мы с середины 90-х годов не собирали столько ни зерна, ни свеклы, ни картофеля. Это одни из лучших показателей по всем отраслям за всю историю Ульяновской области.
С вводом жилья мы обогнали такой крупный регион, как Свердловская область – монстра-миллионика. Почему люди не должны этого знать? Мы одни из первых в Российской Федерации вышли из кризиса. В прошлом году соревновались с Мордовией и другими субъектами, а сегодня Мордовия находится на 14 месте в округе. А мы так в лидерах и остались. И к темпам прошлогодним добавили еще большие темпы. Когда такое было, чтобы Ульяновская область по основным параметрам находилась в двадцатке лучших в Российской Федерации? Конечно, этим нужно делиться, и людям объяснять, показывать, чтобы не было скепсиса, чтобы у людей было нормальное настроение.
Потом предприниматели должны между собой общаться по каким-то тенденциям. Форум – отличная для них дискуссионная площадка.
В 2011 году мы получили 61,7 млрд рублей инвестиций, из них 90% частных. Назовите мне хоть один субъект, кроме Калуги и Липецка, где такие же показатели. Их в принципе нет.
Инвесторы тоже должны знать, а что такого здесь особенного создано в Ульяновской области. Может, все-таки стоит сюда прийти? Эта площадка для этого нами и придумана.
– Кстати, по поводу выставки «Инвестиционный и экономический потенциал Ульяновской области», которая организована в фойе. Самые яркие, на Ваш взгляд, стенды.
– Мне кажется, самым ярким является стенд, связанный с туризмом. Мы сегодня пытаемся реализовывать новую программу по привлечению туристов, так называемый, «Волжский путь», межрегиональный проект. Мне этот проект очень нравится. На него возлагаются большие надежды. Туризм – это сегодня та сфера, не получившая сегодня достойного развития, которое было в Ульяновской области в 70-х годах. Понятно, что тогда привлечение было под другое, под «родину Ленина». Сегодня мы ищем другие пути.
– Какие проблемные зоны в экономике региона?
– Я назову три, в которых есть серьезные достижения, но, с другой стороны, и нерешенные проблемы. Первая проблема – это низкий уровень заработных плат. Мы за последние годы, начиная с 2006 года, имеем одни из самых высоких темпов роста зарплат. Но глубина падения Ульяновской области к 2005 году была настолько велика, что мы занимали 13-ое из 14-ти мест. И даже сегодня, наверстывая, мы вышли только на 9-10 место, соревнуемся с Удмуртией. Согласитесь, это не совсем нормально, когда жители одного из лучших регионов страны получают такую низкую заработную плату. Но нам нужно двигаться ускоренно, быстро.
Вторая проблема – скажем так, продолжение первой проблемы – это демографический показатель. Мы родили больше всего детей в современной истории области, у нас резко снизилась смертность. Но еще у нас есть дифференциация в уровне рождения и смертности. И по демографическим показателям мы тоже находимся на 10-х местах в ПФО и по уровню смертности, и по уровню рождаемости, и, естественно, по уровню убыли населения. Это тоже серьезные проблемные показатели, которые стоят в качестве целевых.
Третья проблема – уровень безработицы. По регистрируемой безработице Ульяновская область вошла в 20-у лучших субъектов Российской Федерации. Но по методологии МОТ – Международной организации труда, мы буквально 2 года назад находились в нижней части турнирной таблицы России и имели 8-9% безработицы. Сегодня – 6,5-6,7%. Среднероссийский показатель – 6,2%. И мы ставим задачу на следующий год опуститься ниже среднероссийского. Вот это будет нормально. Чем отличается уровень по этой методологии? Это скажем так: человек имеет работу, но не испытывает от нее никакого удовольствия, его не устраивает уровень оплаты труда и он боится, что завтра останется без нее. Согласитесь, таких людей достаточно много в Ульяновской области. Я стараюсь в правительстве отстаивать позицию, чтобы мы забыли о показателе регистрируемой безработицы, он практически решен. На Западе нет такого понятия «регистрируемая безработица». Поэтому я предлагаю сравниваться с единой мировой методикой определения безработицы. Кстати, там уровень безработицы в районе 6%. Я считаю, дойдя до такого показателя в 6%, мы будем иметь локальный рынок труда, именно такой, какой он должен быть.
– Как будут решаться перечисленные Вами проблемы?
– У нас есть директивный план создания рабочих мест. В этом году в регионе создано более 20 тысяч рабочих мест. На следующий год тоже ставим такую же задачу. Это реальные рабочие места, которые я могу конкретно назвать. Причем это новые рабочие места, за вычетом тех рабочих мест, которые ликвидированы, переоформлены, реформированы и так далее. По-другому решать это невозможно.
Как поднять уровень заработных плат? Сегодня будет подписано трехстороннее соглашение, согласно которому каждый муниципалитет возьмет на себя обязательство в этом году увеличить заработную плату на 15%. Каждый глава подпишется под это. Будет подписано соглашение с основными работодателями объединений «Деловая Россия», РСПП, ТПП, бизнесменами «Опоры России». Причем даже сельхозпроизводители согласились подписать соглашение, раньше такого не было.
– Ни для кого не секрет, что «серая» зарплата есть. Как с ней бороться?
– Понятно, что она есть. И бороться с ней очень тяжело. Моя позиция такая – это та сфера, с которой бороться может быть и не стоит правовыми методами. Нужно бороться экономическими. Мое глубокое убеждение: она была, есть и будет, если что-то в экономике выстроено не так. Ни один не позволит себе заявить на своего работодателя, если он ему платит в конверте нормальную зарплату, и он понимает, что если потеряет работу, он не приобретет ничего. Смысл? Это как пчелы против меда. Поэтому мы сегодня предлагаем работодателям: честно платишь налоги, растет зарплата – пожалуйста, получи меры государственной поддержки и так далее. Смысл тогда ему использовать «серые» схемы
– Все-таки для работодателей жесткие системы налогообложения, как удавка?
– Само собой. Но это федеральный тренд, где мы в принципе не можем решать, мы можем только кричать, надеясь, что этот крик будет услышан. А с другой стороны к этому делу надо приспосабливаться. Ведь не просто так придуманы системы налогообложения, наш бюджет тоже надо пополнять. И надо думать, как сделать наш бизнес достаточно эффективным, потому что гиперпропорции в экономике Ульяновской области тоже присутствуют, нужно честно это признавать. У нас сегодня у 15-17% населения уровень доходов равен или ниже прожиточного минимума, и в то же время сверхбогатых – больше 20% (по данным Росстата). Вся проблема и в социальной, и в политической сфере именно в этой дифференциации, когда часть населения региона или страны либо имеют доходы вообще никакие, или имеют сверхдоходы. Это не может их сблизить. Правильно? Вот в этом корень всех проблем.
Жан Миндубаев
Странное впечатление. Резюме господина министра находится в явном противоречии с результатами опроса населения, размещенного рядом. Как это объяснить? А цифры, приведенные в последнем абьзаце,(17 процентов -ниже прожиточного минимума,20 процентов – сверхбогатых, то есть по “сверхбогатым” мы вдвое перекрываем показатели по России.)Отсюда напрашивается вопрос: откуда берут эти 20 процентов свое сверхбогатство? Может, кто-то ответит из знающих?
ЧитарЪ
элементарно.
богатство берут из бедности
настоящие проклятье УО – низкие зарплаты
нам тупо недоплачивают, причем, судя по цифрам Асмуса, колоссально много, 20% сверхбогатых это не шутки
ну не любят у нас людям платить и все тут, хоть тресни
несколько раз сталкивался (в качестве эксперта давал консультацию) с тем, когда предприятия из других регионов заходят в УО, они же мониторят уровень зп, чтобы знать какие оклады тут устанавливать, чтобы это было конкурентно – блять, всегда просто добивает – по всем мониторингам 12-15 тыс.руб. в мес. для Ульяновска считается просто верхом блаженства, считается, что за эти деньги ульяновцы наизнанку должны вывернутся… и выворачиваются, ведь (((
сторож.
без паники дорогие земляки. ВТО очередная утка. так что успокойтесь.Россия такая страна где иностранные законы не работают.
Жан Миндубаев
Привлекают внимание такие “перлы “(в переводе- жемчужины): “…мы не должны смотреть на Запад….Европа рушится…” “… мы имеем одни из самых высоких темпов зарплат…”.. не совсем нормально, когда жители одного из лучших регионов страны получают такую низкую зщарплату…”
У писателя О ГЕНРИ ЕСТЬ ЧУДНЫЙ РАССКАЗ О НИЩЕМ , СЛУЧАЙНО ОБНАРУЖИВШЕМ В ДЫРЯВОЙ ПОДКЛАДКЕ ПАЛЬТО ПОЛДОЛЛАРА…пОЧИТАЙТЕ , ГОСПОДИН МИНИСТР.
Хомяченко Юрий
В цифрах Асмуса можно увидеть истинные тенденции состояния дел. Для поднятия на крыло Авиастара в город были переселены тысячи инженеров(80-е). Качество знаний сегодняшних выпускников технических ВУЗов соответствует потребностям западных компаний, которые будут выводить в Ульяновск производство, для завоевания российского внутреннего рынка.
Переток кадров с одной отрасли в другую позволит увеличивать зарплаты ИТР, которые будут покупать жильё в ипотеку, так называемый мультипликационный эффект.
Для выживания жителям Ульяновска придется получить дополнительную профессию, т.е. 20 тысяч жителей уйдут на высокооплачиваемую работу, и освободят места менее энергичным современникам.
К жесточайшей ответственности Асмуса !
Морозов о наказании руководства фонда предпринимательства,
а также министра экономики и заместителя губернатора.
http://ulpressa.ru/2012/02/17/morozov-o-nakazanii-rukovodstva-fonda-predprinimatelstva/
Серьёзные достижения – МОИ !
Нерешённые Проблемы – ваши !
Хомяченко Юрий
Асмус на самом деле не имеет большой возможности украсть, наибольшие откаты получают оформители тендерной документации под «правильные: автобусы, тротуарные плитки, окна, продукты итд …», а также распределители фондов типа Гайнетдинова и Гафурова.
Воровать деньги на этапе вложения инвестиций нереально, буржуи в любой момент могут отказаться и вывести деньги в другую страну.
курт
тоже хорошие, годное, правильное и компетентное мнение.
Читаем
“12 лет назад в стране появилось почти 4 тысячи километров новых дорог, на что государство потратило 37 млрд рублей. В 2010 году появилось еще 1,6 тысяч километров, но стоило это уже 440 млрд рублей: в два раза меньше, но в 12 раз дороже. Строительство километра автострады в России обходится сейчас в три раза дороже, чем в Германии и в четыре раза дороже, чем в Китае.
Известный эксперт Вячеслав Иноземцев рассказывал мне, что он анализировал смету строительства новой взлетно-посадочной полосы в аэропорте Иркутска, из этих цифр черным по белому следовало, что на бумаге было использовано такое количество цемента, которого бы хватило на семиметровый, а не сорокасантиметровый слой бетона, который появился там в реальности. «Украли 6,5 метров, а государство за это заплатило. В Европе построить аэропорт стоит 800 млн долларов, а у нас – не меньше 4 млрд, ведь чтобы построить на рубль, нужно украсть четыре», – рассказывал Иноземцев.”
А “в Ульяновской области получены такие результаты, которых не было ни в советские времена, ни в последние годы.”
Это вы о 20 процентах свербогатых, г-н Асмус?
Аноним
В снижении безработицы определяющую роль играет демографический фактор. В год умирает 300-400 тысяч человек трудоспособного возраста. Лет через пять будем испытывать дефицит рабочих рук. Эта проблема будет посерьезней безработицы.