С начала нынешнего года индивидуальные предприниматели Заволжского района подвергаются беспрецедентному давлению со стороны сотрудников МВД. Полицейские, совершая контрольные закупки в киосках, расположенных на остановках общественного транспорта, выносят постановления о привлечении коммерсантов к административной ответственности за якобы незаконную продажу пива, причем, по словам владельцев павильонов, делают это с нарушением процессуальных норм, а саму продукцию опечатывают. Ряд предпринимателей, опасаясь репрессий, поспешил закрыть свои торговые точки, оставив десятки людей без работы. Вместе с тем, они уверены, что действия сотрудников полиции противоречат федеральному законодательству и, скорее всего, продиктованы стремлением улучшить свои показатели в антиалкогольной борьбе. В попытке защитить законные интересы они обратились в прокуратуру, Федеральную антимонопольную службу и нашу редакцию.
27 января, в девятом часу вечера, в киоск, расположенный на остановочном павильоне по проспекту Созидателей, постучал мужчина. Протянув 30 рублей, он попросил продать бутылку пива. Покупка оказалась контрольной, а покупатель – сотрудником УМВД. Предъявив удостоверение, полицейский потребовал впустить его внутрь павильона. Сославшись на совершенное продавцом административное правонарушение, предусмотренное статьей 14.2 КоАП РФ (незаконная продажа товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством), он составил протокол. При этом в качестве основания для того, чтобы считать пиво запрещенным к продаже напитком, сотрудник МВД указал пункт 5 статьи 16 Федерального закона №218-ФЗ, который гласит: «Не допускается розничная продажа алкогольной продукции с 23 до 8 часов по местному времени, за исключением розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой организациями, и розничной продажи пива и пивных напитков, осуществляемой индивидуальными предпринимателями, при оказании такими организациями и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания, а также розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой магазинами беспошлинной торговли». На руках у недоумевающего продавца осталась «копия про-токола» – несколько листов белой бумаги с отпечатанными через копирку отдельными бессвязными фразами. Что-то понять из такого «документа» было невозможно.
Начиная с нового года подобные рейды по киоскам Заволжья проводятся регулярно. В большинстве случаев проверяющие не ограничиваются составлением протокола и наложением штрафа – снимается с продажи и опечатывается все находящееся в павильонах пиво. Помимо полицейских к делу подключи-лось и Управление Росалкогольрегулирова-ния, которое, кстати, имеет право контролировать только юридических лиц (полномочия по проверке индивидуальных предпринимателей возложены на Роспортребнадзор). Примечательно, что, налагая арест на пиво, сотрудники Управления ссылаются на нарушение Федерального закона от 22.11.1995г №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» в части запрета на продажу алкогольной продукции на остановках общественного транспорта. Однако таких положений в указанном законе нет. Эти и другие ограничения вводятся Федеральным законом от 22.07.2011г. №218 «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании…».
Чтобы выяснить, законны ли действия проверяющих, предприниматели обратились в службу правового консалтинга ГАРАНТ, эксперты которого подготовили заключение. Юристы сделали выводы, что Федеральным законом №218-ФЗ (новая редакция Федерального закона №171-ФЗ) действительно вводится запрет розничной продажи алкогольной продукции в определенных местах, в том числе на остановках общественного транспорта. Однако в законе существует неопределенность относительно даты, с которой указанный запрет распространяется на розничную продажу пива. С одной стороны, новая редакция понятия «алкогольная продукция» (подпункт 7 статьи 2 закона об алкоголе), по которой пиво относится к алкогольной продукции, вступает в силу с 1 Июля 2012 года. С другой, – положения пунктов 2 и 3 статьи 1 закона об алкоголе, в соответствии с которыми его действие распространяется на оборот пива, уже начали действовать с 22 июля 2011 года.
Иными словами, руководствуясь статьей закона о запрете продажи пива как алкогольного напитка на остановках, полицейские не учли положения, по которому оно признается алкогольным напитком лишь с 1 июля 2012 года. До этого срока торговать пивом можно на законных основаниях. Еще и потому, что в связи с принятием Федерального закона до сих пор не внесены соответствующие поправки в российский Кодекс об административных правонарушениях.
Все эти доводы предприниматели привели в заявлениях, которые направлены в прокуратуру Заволжского района и Управление Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области.
Почему же представители правоохранительных и контролирующих органов на отдельно взятой территории пытаются установить какие-то особые порядки? Почему люди, в силу своих^должностных обязанностей призванные добиваться исполнения действующих законов со стороны граждан, сами действуют в нарушение требований федерального законодательства? Что это, желание выслужиться перед начальством и отчитаться об успехах антиалкогольной кампании? Нечестная конкурентная борьба со стороны сетевых магазинов, стремящихся стать монополистами на рынке? Сегодня это главные вопросы, на которые пытаются найти ответы заволжские предприниматели, параллельно подсчитывая убытки. Многие предприниматели, опасаясь проверок, уже закрыли свои торговые точки. По их словам, время для атаки на киоски организаторы рейдов, видимо, сознательно, выбрали удачное – зимой значительно сокращается объем реализуемой продукции и одновременно возрастают затраты на электроэнергию. Если правоохранительные и контролирующие органы рассчитывают на то, что ослабшие и напуганные владельцы павильонов поспешат сами свернуть свою деятельность, то это – ошибка, считают коммерсанты. Ведь без работы остаются десятки и сотни людей, в основном предпенсионного возраста, подыскать новое рабочее место для них сегодня крайне трудно. На остановке, где работает киоск, соблюдаются элементарный порядок и безопасность: в темное время суток горит свет, убирается прилегающая территория. Опустевшие павильоны, как правило, становятся пристанищем для различных маргинальных лиц и объектами нападения вандалов. Словом, обостряется криминогенная обстановка.
Предприниматели уверены, что запретами на продажу пива в киосках проблему пьянства и алкоголизма не решить. Более того, создавая препятствия для приобретения качественных слабоалкогольных напитков, власти лишь усугубляют ситуацию, провоцируя население на потребление более крепких алкогольных напитков. О том, насколько пагубно на жизни и здоровье людей сказываются запреты на свободную продажу спиртных напитков, можно судить уже сейчас. Так, в прошлом году, после введения временных ограничений по продаже крепкого алкоголя, в регионе заметно возросло количество отравлений суррогатом. По данным Управления Роспотребнадзора по Ульяновской области, в 2011 году только официально было зафиксировано 960 подобных фактов, 360 из них – со смертельным исходом. Неужели власти хотят, чтобы эти цифры росли и дальше?
И последнее. Искусственное ограничение продажи каких бы то ни было разрешенных к реализации товаров – это грубое нарушение антимонопольного законодательства. Предприниматели считают, что власти своими требованиями создают в отношении представителей малого, бизнеса дискриминационные условия: запрещая торговать пивом одним, не предъявляют; никаких претензий крупным сетевым торговцам. В связи с этим возникает закономерный вопрос: не скрывается ли за этим личная заинтересованность чиновников?
Алексей КОВАЛЕВ

в газете на правах рекламы