Такой пусть, может, и негамлетовский вопрос звучит как в звонках читателей, так и в вопросах прихожан, в запросах коллег-журналистов… Катализатором таких звонков и вопросов стала прошедшая 8 февраля встреча премьер-министра (а также кандидата в президенты) Владимира Путина с лидерами традиционных религиозных конфессий. Прошла эта встреча по предложению Святейшего патриарха Кирилла, местом проведения стал Свято-Данилов монастырь. То, что глава Русской православной церкви назвал Путина «кандидатом, который имеет, конечно, наибольшие шансы реализовать это кандидатство в реальную должность», привело к тому, что многие светские журналисты, особенно из государственных средств массовой информации, расценили это как однозначную и безусловную поддержку патриархом (а в его лице и всей церковью) кандидатуры премьер-министра на предстоящих выборах. Так ли это?

Церковь старается прислушаться ко всем
Еще год назад, в феврале 2011 года, Архиерейский собор однозначно запретил священнослужителям Русской православной церкви участвовать в предвыборной агитации. Та же точка зрения была озвучена на одном из семинаров, прошедших 24 января в рамках XX Рождественских чтений в Москве. Тема как раз была заявлена как «Церковь во время политических кампаний: особенности диалога со СМИ в предвыборный период». Вели семинар председатели двух синодальных отделов: протоиерей Всеволод Чаплин (отдел по взаимодействию с общественными организациями) и Владимир Легойда (информационный отдел). Деятельность этих церковных подразделений так или иначе может быть связана с предвыборной кампанией: один отдел осуществляет контакты с различными организациями, в том числе и политическими партиями, а другой – со средствами массовой информации, которые играют важную роль в предвыборных кампаниях.
Там как раз прозвучала та мысль, что церковь в целом не поддерживает ни одну из каких-либо партий или политических групп. Протоиерей Всеволод Чаплин отметил, что члены церкви могут быть разных политических убеждений, в том числе и священнослужители, но последним, в отличие от мирян, крайне тщательно нужно взвешивать свои высказывания, чтобы это не превращалось в агитацию: «В современной политике очень мало черно-белых явлений, не нужно быть слишком категоричными. Церковь не может себе позволить занимать ту или иную позицию, мы должны вести диалог со всеми. А то получается, что одни нас упрекают: зачем вы встречаетесь с Чуровым, другие – критикуют за то, что я общаюсь с Навальным. Церковь – это не монолит, нас много, мы разные, и с каждым днем церковь становится все более полицентричной, наше священноначалие старается прислушаться ко всем группам, а не только к какой-то одной”.

«Голосовать на основе своего опыта»
О том, каковы значение и результаты встречи Святейшего патриарха и других лидеров традиционных для России конфессий с премьер-министром, а также чем может руководствоваться при голосовании на выборах православный христианин, мы попросили рассказать архиепископа Симбирского и Мелекесского Прокла.
– Ваше Высокопреосвященство, 4 марта пройдут выборы президента. Поддерживает ли Русская православная церковь какого-то конкретного кандидата на эту должность?
– Церковь как сообщество верующих не может низводить себя на.уровень какой-то одной из политических организаций. Члены церкви, в том числе и священнослужители, как полноправные граждане Российской Федерации абсолютно свободны в своем волеизъявлении и могут голосовать за любого кандидата, который им представляется наиболее подходящим для должности главы государства, но эта их свобода выражается в их тайном голосовании на избирательном участке.
– То есть церкви все равно, кто станет главой государства?
– Конечно же, нет. Человек, становясь верующим, не перестает быть гражданином своей страны. Более того, с большей степенью ответственности начинает относиться и к себе, и к своим обязательствам перед своей отчизной… Все мы, и духовенство, и миряне, – граждане России, и нам небезразлично, что будет с нашей страной. При выборе надо всегда опираться на свой жизненный опыт, в том числе и на опыт последних десятилетий. Да, бесспорно, есть сегодня в нашей жизни целый ряд отрицательных явлений, которые, безусловно, заслуживают более пристального внимания со стороны власти и должны стать предметом .диалога с обществом. Но в целом важно понимать, что стремление к созиданию гораздо важнее, чем эмоциональные сиюминутные протестные реакции без осознания возможных последствий. Наглядно это демонстрирует печальный опыт новейшей истории ряда арабских стран… Мы желаем иного развития ситуации и иной судьбы для нашей страны…
Например, на встрече одного из кандидатов, нынешнего главы правительства Владимира Владимировича Путина, с патриархом и главами конфессий был перечислен целый ряд положительных изменений, произошедших с нашей страной за последние 20 лет.
– Что именно. Владыка, в перечислении событий этого 20-летия на этой встрече показалось наиболее значимым? Ведь было сказано о многом. и о том, что сегодня и церковь пользуется свободой, и что другие конфессии также не забыты, например, сейчас в России мечетей больше, чем за всю историю государства. Патриарх также отметил как позитивные моменты возрождения православия, так и то, что многим молодым людям необходимо осознать опасность государственной нестабильности, с которой Россия сталкивалась в 1990-е годы…
– Пересказать все мне кажется невозможным. К тому, что Вы уже назвали, хочу заметить, что, не вдаваясь в агитацию, тем не менее, мы не имеем морального права замалчивать все позитивное, что сделано за эти 20 лет. В то время, как беседы с иными политическими деятелями лежат в плоскости обещаний и проектов, беседа в Даниловом монастыре имела под собой реальный опыт сотрудничества и реальные дела. Но даже несмотря на это, разговор 8 февраля не сводился толь-ко к воспоминаниям, наш перво-святитель и другие присутствующие также выступили с предложениями по оздоровлению духовного состояния российского общества. Наше общество, государство должны развиваться, решать различные проблемы, наличие которых никто не отрицает, но делать это нужно так, чтобы не потерять все то доброе, что накоплено ранее: и религиозную свободу, и возврат утраченных святынь, и возможность изучать «Основы православной культуры» в школе, и многое-многое другое… Ведь я думаю, что не открою секрета, сказав о том, что церкви важно видеть в главе государства человека, заботящегося не только о росте экономики и увеличении потребления, но и последовательного, дальновидного человека, стремящегося к созиданию государства и общества, в том числе и на основах ценностей традиционных религий. А в этом направлении за последние годы сделано достаточно много, и сегодня как никогда важно продолжить политику укрепления духовных основ сильного государства. Кто будет этим продолжателем всех позитивных тенденции, должны решить мы сами, и этот свободный выбор каждому избирателю, в том числе и православному христианину, подчеркиваю, никто не вправе навязывать.
– Чем верующему человеку руководствоваться, когда он будет голосовать 4 марта?
– В первую очередь – своим жизненным опытом! Реальные дела кандидатов значат больше, чем различного рода обещания. Промыслительно, что выборы пройдут в первое воскресенье Великого поста. Человек, действительно воцерковленный, пойдет на избирательный участок после прощеного воскресенья примиренным со своими ближними, обидчиками, врагами. Придет после недели поста с ее продолжительными умиленными песнопениями, после таинств исповеди и причастия. Я желаю, чтобы свой выбор православный христианин сделал не под влиянием эмоций, импульсивных позывов иногда мятущегося, непостоянного сердца, а трезвомысленно. Пусть неделя поста и молитвы поможет православным сделать осознанный выбор 4 марта того главы государства, который сможет продолжить развитие России как великой державы как в экономическом, так и духовном плане.

Подготовлено при содействии пресс-службы Симбирской и Мелекесской епархии