С недавних пор во всех ульяновских поликлиниках и других учреждениях здравоохранения, которые ведут амбулаторно-поликлинический прием пациентов, была внедрена система электронной регистратуры. Предполагалось, что благодаря ей ульяновцы смогут записаться на прием к врачу, не выходя из дома и не выстаивая очередей в регистратуру. Однако сервис, призванный облегчить жизнь людей, на деле, напротив, обернулся для многих из них серьезными проблемами.
– Никогда не обращалась в свою поликлинику №4 по улице Камышинской, однако недавно перенесла простуду, которая дала осложнение. Пришлось обращаться к лору, – рассказала 28-летняя жительница Засвияжья Светлана. – Выстояв приличную очередь в регистратуре, я услышала фразу, которая привела меня в замешательство: «Запись к специалисту производится только через интернет». Я попросила записать меня на прием сейчас, хотя бы на другой день, но получила отказ. В итоге пришлось обращаться в платную клинику.
– На днях отец пришел в городскую поликлинику №5 (проспект Созидателей, 11) на прием к эндокринологу, – пишет Денис Ефремов. – Пришел в приемные часы, однако у врача пациентов не было. Несмотря на это, получил отказ с объяснением: «Прием только по талонам». За талоном отец пошел к участковому терапевту, но оказалось, что у того их нет. В итоге старику сказали: записаться на прием к эндокринологу можно только (!) через электронную регистратуру на сайте http://doctor73.ru. Видимо, руководство поликлиники так рьяно исполняет курс президента на всеобщую модернизацию-компьютеризацию, что готово лоб расшибить. Но что делать простым рабочим старшего возраста, всю жизнь простоявшим у станка? Или бабушкам-дедушкам, которые не то что интернет, что такое компьютер-то не знают. А выход один – идти на платный прием. Там талоны есть всегда.
Подобными сообщениями сегодня пестрит интернет, однако обсуждение проблемы опять же происходит в каком-то ограниченном мирке, лишь среди пользователей всемирной сети. К их числу по указанию областного руководства в последнее время стали относиться и все чиновники. Чуть ли не каждый мелкий клерк теперь имеет свой блог, в котором имитируется общение с людьми. Однако очевидно, что, засев за компьютеры и айпады, чиновники еще больше отрываются от реальности, отдаляются от множества проблем пожилых людей и людей среднего возраста, которые и слышать не хотят про интернет и электронные очереди.
Электронная регистратура имеет и целый ряд других недостатков. От очередей система не избавляет. Записавшись по интернету, в большинстве случаев человек все равно вынужден обращаться в регистратуру, чтобы получить талон и медицинскую карту. Дистанционно можно записаться к врачу лишь на следующий день, однако если, что называется, приспичило, обращаться приходится по старинке. Через интернет пациент записывается на конкретное – вплоть до минуты – время. Если к врачу есть живая очередь, человек вынужден объяснять людям (а в основном это пожилые люди), что он оформил талон по интернету, рискуя навлечь на себя гнев утомленных больных. Скромным так или иначе приходится ждать приема на общих основаниях.
Возникшие в связи с внедрением электронной регистратуры проблемы признала вчера и министр здравоохранения области Валентина Караулова, впервые посетившая городское аппаратное совещание.
– Больше всего жалоб и нареканий на работу медицинских учреждений сегодня приходится именно на Ульяновск, – отметила она. – Как известно, с нового года в соответствии с Федеральным законом № 313 муниципальные учреждения здравоохранения региона стали государственными. При этом пациенты никаких изменений почувствовать не должны, они касаются лишь руководства медучреждений. Изменилась система финансирования лечебных учреждений: деньги в клиники теперь направляются единой суммой, и главврачи обязаны с умом их распределить. Сумма начисляемых учреждениям средств зависит от штатного расписания, количества сотрудников и коек, мощности поликлиник. Стоит сказать, что с переходом на областной уровень зарплаты некоторых главврачей, которые до этого были установлены на максимальном уровне, были сокращены. Теперь они будут зависеть от показателей работы медучреждения. Планируется, что одним из критериев оценки станет количество поступивших жалоб от пациентов.
Требование к уже пришедшим в поликлинику пациентам записываться на прием только через интернет Караулова назвала самодурством руководителей медучреждений.
– Какой может быть интернет, если больной уже сам пришел в поликлинику? – заявила она.
Министр озвучила поставленную перед Минздравом задачу «до 1 марта ликвидировать все очереди в регистратурах». Для этого в утренние часы, когда наблюдается наибольший наплыв пациентов, для работы в регистратуре приказано отряжать медсестер (на это время врачи будут обслуживать больных без помощников). Также принято решение об установке у регистратур всех ульяновских поликлиник камер видеонаблюдения.
– Они помогут разбираться в спорных ситуациях, потому что часто не правы бывают сами пациенты, – заявила Валентина Караулова.
Вадим ПИЛЮКОВ