Поэт Светлана Кекова побывала в Ульяновске в рамках проекта «Литературный глобус. Двенадцать самых известных писателей мира на родине Ивана Александровича Гончарова», который реализуется в связи с 200-летием со дня рождения писателя.
Светлану Кекову называют одним из самых сильных голосов современной русской поэзии. Автор одиннадцати книг стихов, переведенных на многие европейские языки, лауреат ряда премий, она живет и работает в Саратове. Она также автор трех литературоведческих книг и ряда статей, посвященных творчеству поэтов-обэриутов, Николая Заболоцкого, Арсения Тарковского, Владислава Ходасевича, Владимира Набокова, Федора Достоевского и других.

Мы забыт, что нам это нужно
Кекову волнует положение поэзии в современном мире. По ее словам, доля поэзии сейчас микроскопическая и происходящее в стране можно назвать «убийством поэзии». Она вспоминает, как в 60-80-е годы XX века поэзия была «хлебом насущным». «В царские времена даже крестьянская среда была насыщена поэзией – народной, церковной, – считает Кекова. – Что говорить о «серебряном веке», когда современники Блока говорили, что одна его строчка для людей значила больше, чем все написанное в этот день». Поэзия как особое измерение давала человеку жить и дышать в советское время, но это измерение закрылось, и мир стал «плоским». Причиной стал тот шок, пережитый нами в начале 1990-х годов, когда люди, выписывающие по нескольку толстых журналов, были вынуждены заниматься спасением своих семей. Журналы, еще недавно от-крывавшие русскому читателю Иосифа Бродского, Евгения Рейна и других, до того запрещенных, поэтов и выходившие миллионными тиражами, практически перестали существовать. «Новый мир», «Литературную газету» и другие ранее знаменитые издания сегодня читают единицы.
С радио и телевидения исчезли поэтические передачи: «То, что раньше было поэтическим материком – поэзия звучала отовсюду, – стало айсбергом, потерявшимся где-то вдали, – говорит Кекова. – И это парадокс, потому что сейчас много замечательных, но мало кому известных поэтов». Не знают – или знают только на уровне имен – поэтов XX века: Анну Ахматову, Марину Цветаеву, Осипа Мандельштама, Давида Самойлова, Андрея Мартынова… Изменить отношение к поэзии может только государственная культурная политика, считает поэт, один телеканал «Культура» с этой задачей не справится.
– Человек забыл, что поэзия ему нужна, -рассуждает Светлана Кекова. – Поэт и философ Ольга Седакова рассказывала мне о человеке, который сам пришел к выводу, что, пройдя через лагеря, он остался человеком только благодаря поэзии. Человек – не «хомо экономи-кус», нам дан творческий дар, который проявляется не только в умении создавать, но и воспринимать – красоту мира, красоту слова, красоту звука. Мне близко высказывание русского философа, архиепископа, князя Иоанна Шаховского о том, что поэт имеет власть превращать воду человеческих слов в вино. Действительно, от настоящего стихотворения можно опьянеть. К сожалению, сейчас мало говорят о том, что люди по прочтении книг меняются.

Хорошо не будет
«Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан», – все помнят эти слова Некрасова со школьной скамьи. Участие известных поэтов, артистов, музыкантов в сегодняшней политической жизни Светлана Кекова склонна расценивать как нечто иное. Настоящую гражданскую поэзию она слышит в песнях Игоря Растеряева, которого рекомендует найти в интернете. Общественным темпераментом, на ее взгляд, обладает и Юрий Коблановский.
– Не могу сказать, что я аполитичный человек. Я слежу за ситуацией в России, мне больно за страну, но я стараюсь быть в стороне от споров и выступлений. Считаю: прежде, чем выходить на площади и говорить о чьих-то грехах, надо спросить самого себя: «А ты не совершал поступков, которых стыдишься? Имеешь ли ты право судить?». В XX веке мы истребили то, на чем строилось наше государство, и чего мы после этого хотим? Русские писатели, особенно Достоевский, предсказали будущее России, но мы не воспользовались предупреждением. Хорошо не будет.
Примерно через месяц в Ульяновск приедет следующий участник проекта «Литературный глобус». В списке возможных участников – Бер-* нхард Шлинк (Германия), Хоссейн Халед (Афганистан), Марк Леви (Франция), Кормак Мак-карти (США), Владимир Войнович, Андрей Ге-ласимов, Алексей Иванов, Виктор Пелевин, Дина Рубина, Людмила Улицкая (Россия).
Анна ШКОЛЬНАЯ