Игорь СВЕТОВ
На недавней встрече Главы Ульяновска Марины Беспаловой с работниками МУП «Ульяновскэлектротранс» она заявила, что до конца февраля ожидается прибытие 15 новых трамвайных вагонов и 5 троллейбусов.

Это можно было бы назвать серьезным достижением нового градоначальника, если бы не ряд существенных «но». Разговоры об ожидаемом прибытии именно такого количества единиц электротранспорта вел еще предшественник Марины Беспаловой Александр Пинков. Дата прибытия этой партии несколько раз переносилась. Последним сроком был декабрь 2011 года. Теперь эстафету перехватила Марина Беспалова. Когда обещания по поводу обновления парка электротранспорта раздавал Александр Пинков, мы писали о том, что на улицах города он появится незадолго до мартовских выборов президента. Оказалось, мы угадали. По словам Марины Беспаловой, новые трамваи и троллейбусы должны выйти на линию именно в марте.

Не будут ли вновь прибывшие вагоны лишь «каплей в море» и не останутся ли они единственным приобретением в обозримом будущем? Более ранние громкие обещания мэрских чиновников, начиная со времен управления Ульяновском Сергей Ермакова, в итоге ограничились лишь приобретением в 2008 году всего 4 трамвайных вагонов и 2 троллейбусов. Насколько приобретение нынешней партии электротранспорта снимет напряжение в перевозках пассажиров, обеспечит безопасность таких перевозок?

Сегодня подвижной состав “Ульяновскэлектротранса” состоит из 214 трамвайных вагонов и 53 троллейбусов, которые обслуживают 17 трамвайных и 7 троллейбусных маршрутов. На линию ежедневно выходят 130-150 трамваев и 40 троллейбусов. То есть вновь приобретенный электротранспорт даст возможность заменить лишь 7% изношенных сверх всяких норм трамваев и троллейбусов. И это при том, что свой ресурс выработали 97% троллейбусов и 77% трамваев. Средний возраст 80% ульяновских трамваев превышает 30 лет. Этот «электрохлам» давно должны были запретить использовать для перевозки пассажиров. Так что много раз обещанные и, возможно, все-таки выпущенные в марте на линии 15 трамваев и 5 троллейбусов никакого существенного влияния на изменение ситуации в лучшую сторону не окажут. Пожалуй, единственный существенный эффект, который они дадут, – это агитация горожан в пользу мнения о том, что раз власть сказала, власть сделала. Таким образом, власть не решает проблемы обновления электротранспорта, а использует новые трамваи, купленные за счет горожан, лишь как средство собственного пиара. Копперфильд может отдыхать, когда работают ульяновские политтехнологи!

Вне зависимости от того, будет в дальнейшем покупаться элетротранспорт или нет, как водится накануне выборов, городские власти уже осчастливили ульяновцев новой порцией обещаний. На собрании в “Ульяновсэлектротранс” Марина Беспалова заявила о том, готовится проектно-сметная документация для строительства контактной сети по проспектам Авиастроителей и Сурова – до парка «Прибрежный». Новая сеть протяженностью 1,8 км позволит закольцевать большой жилой микрорайон и во многом снизит транспортную напряженность в Новом городе. На эти цели в 2012 году из бюджета Ульяновска планируется выделить порядка 20 млн рублей. Еще градоначальница рассказала о том, что пишется новая муниципальная целевая программа, направленная на модернизацию 50 трамвайных вагонов. На нее планируется израсходовать в течение трех лет 72 млн рублей. Если учесть, что в прошлом году на модернизацию одного трамвайного вагона потребовалось более 1 млн рублей, то речь может идти о модернизации лишь менее 70 вагонов. Надо понимать, не самых изношенных? А как быть с остальными? Они сами развалятся на ходу или их спишут ввиду невозможности использования? А может, ульяновцы будут продолжать ездить в экстримальных вагонах, общим количество более чем в 120 единиц? Малоприятная перспектива.

Однако даже если вдруг ульяновские городские власти нашли бы способ существенно обновить парк электротранспорта, то водить новый транспорт все равно было бы некому. Средняя зарплата в “Ульяновскэлктротранс” едва превышает 11 тыс. рублей. Водители, имеющие большой стаж, давно уже уезжают из Ульяновска в другие города для того, чтобы там зарабатывать большие деньги, работая вахтовым способом.

Если обновление элктротранспорта будет осуществляться такими темпами, то уже через несколько лет ульяновский трамвай станет не средством передвижения, а роскошью. Если не умрет вообще.