В своей новой программной статье «Россия и меняющийся мир» премьер-министр РФ Владимир Путин расставил приоритеты внешней политики страны.

«Мы не можем и не хотим изолироваться, – пишет премьер. – Стремимся понять и учитывать интересы наших партнеров, но просим уважать наши. Будем последовательно исходить из собственных интересов и целей, а не продиктованных кем-то решений. Россию воспринимают с уважением, считаются с ней только тогда, когда она сильна и твердо стоит на ногах».

Приоритеты, озвученные в статье, – активный курс на укрепление всеобщей безопасности, отказ от конфронтации, эффективное противодействие распространению ядерного оружия, региональным конфликтам и кризисам, терроризму и наркоугрозе; обеспечение для российских предпринимателей достойного места на глобальном рынке.

США и НАТО

Отдельную главу своей статьи Путин посвятил анализу действий США и НАТО, некоторые аспекты поведения которых «не вписываются в логику современного развития, опираются на стереотипы блокового мышления». Премьер имеет в виду расширение НАТО, включающее размещение новых объектов военной инфраструктуры, и планы альянса по созданию системы ПРО в Европе.

«Не стал бы касаться этой темы, если бы такие игры не велись непосредственно у российских границ, если бы они не расшатывали нашу безопасность, если бы они не работали против стабильности в мире», – уточняет автор.

На его взгляд, никто не вправе присваивать себе прерогативы и полномочия ООН, особенно в вопросах, касающихся применения силы в отношении суверенных государств: «У натовцев, и прежде всего у США, сложилось своеобразное понимание безопасности, фундаментально отличающееся от нашего. Американцы одержимы идеей обеспечить себе абсолютную неуязвимость, что утопично и нереализуемо как в технологическом, так и в геополитическом плане. Но в этом, собственно, суть проблемы. Абсолютная неуязвимость для одного означала бы абсолютную уязвимость для всех остальных. С такой перспективой невозможно согласиться».

Многие страны, по мнению Путина, предпочитают об этой проблеме прямо не говорить. «Россия же всегда будет называть вещи своими именами и делать это открыто», говорится в статье.

«Арабская весна»

Путин озвучил выводы, сделанные после «арабской весны»: «Вначале она воспринималась с надеждой на позитивные перемены. Симпатии россиян были на стороне тех, кто добивался демократических реформ. Однако скоро стало ясно, что во многих странах события разворачиваются не по цивилизованному сценарию. Вместо утверждения демократии, защиты прав меньшинства – выталкивание противника, переворот, когда доминирование одной силы сменяется еще более агрессивным доминированием другой. Дошло до того, что ряд государств под прикрытием гуманитарных лозунгов с помощью авиации разделались с ливийским режимом», – пишет премьер.

Путин уверен: нельзя допустить, чтобы «ливийский сценарий» кто-то попытался реализовать в Сирии. Усилия международного сообщества должны быть направлены на достижение межсирийского примирения. Нужно добиться прекращения насилия, запустить общенациональный диалог без иностранного вмешательства и при уважении суверенитета страны.

«Происходящее в арабском мире весьма поучительно. События показывают, что стремление внедрить демок-ратию с помощью силовых методов может и, зачастую, приводит к абсолютно противоположному результату, дает свою оценку премьер. – В ходу все чаще и такое понятие, как «мягкая сила» – комплекс инструментов и методов достижения внешнеполитических целей без применения оружия, за счет информационных и других рычагов воздействия. К сожалению, нередко эти методы используются для провоцирования экстремизма, сепаратизма, национализма, манипулирования общественным сознанием. Следует четко различать – где свобода слова и нормальная политическая активность, а где задействуются противоправные инструменты «мягкой силы». Мы всегда имели хорошие контакты с умеренными представителями ислама, чье мировоззрение близко традициям российских мусульман. И готовы развивать эти контакты в нынешних условиях».

«Ядерные» вопросы

Путин озвучил свою позицию в отношении двух стран, имеющих ядерное оружие, – Ирана и КНДР.

«Россию тревожит нарастающая угроза военного удара по этой стране.

Если это произойдет, то последствия будут поистине катастрофическими. Их реальный масштаб представить невозможно, – пишет премьер об Иране. Убежден, решать проблему нужно только мирным путем».

Автор статьи предлагает признать право Ирана на развитие гражданской ядерной программы, включая право обогащать уран. Но сделать это в обмен на постановку всей деятельности под всесторонний контроль МАГАТЭ.

Если это получится, Путин предлагает отменить все действующие против Ирана санкции, включая односторонние.

Что касается КНДР, которая открыто заявляет о своих претензиях на право обладания «военным атомом», то Путин уточняет, что ядерный статус этой страны для России неприемлем: «Мы неизменно выступаем за денуклеаризацию Корейского полуострова, причем исключительно политико-дипломатическими средствами. Убежден, что сейчас нужно проявлять особую аккуратность. Недопустимы попытки испытать на прочность нового лидера КНДР, которые, по сути, провоцировали бы необдуманные контрмеры».

Премьер напоминает: у КНДР и России – общая граница, а соседей, как известно, не выбирают. Россия будет продолжать активный диалог с руководством республики, развивать добрососедские связи, одновременно выводя Пхеньян на решение ядерной проблемы.

«Необходимо сделать все возможное, чтобы соблазн заполучить ядерное оружие ни перед кем не маячил. Если, наконец, удастся искоренить стимулы, подталкивающие государства к обладанию ядерным оружием, можно будет на основе действующих договоров сделать международный режим нераспространения по-настоящему универсальным и прочным. Такой режим давал бы возможность всем заинтересованным странам в полной мере пользоваться благами «мирного атома» под контролем МАГАТЭ. Для России это было бы крайне выгодно, поскольку мы активно работаем на международных рынках, строим новые АЭС на базе безопасных технологий, участвуем в создании многосторонних центров по обогащению урана и банков ядерного топлива», – резюмирует премьер.

Афганистан

Россия заинтересована в том, чтобы Афганистан – наш близкий сосед развивался стабильно и мирно. И, самое главное, перестал быть главным источником наркоугрозы.

«Незаконный оборот наркотиков превратился в одну из острейших угроз, подрывает генофонд целых наций, создает питательную среду для коррупции и криминала. Производство афганских наркотиков не только не сокращается, но в прошлом году увеличилось почти на 40%. Россия сталкивается с настоящей героиновой агрессией, наносящей огромный ущерб здоровью наших граждан», – считает Путин.

Одолеть наркоугрозу, по его мнению, можно только всем миром, опираясь на ООН и ее региональные организации. «Мы готовы рассмотреть серьезное расширение участия России в обеспечении операции помощи афганскому народу. Но при условии, что международный контингент будет действовать более энергично и в наших интересах, займется физическим уничтожением наркопосевов и подпольных лабораторий», – заявил премьер.

Китай

Рост китайской экономики, по мнению Путина, – не угроза, а вызов, несущий в себе колоссальный потенциал делового сотрудничества, «шанс поймать «китайский ветер» в «паруса» нашей экономики». «Мы должны активнее выстраивать новые кооперационные связи, сопрягая технологические и производственные возможности наших стран, задействуя, разумеется, с умом, китайский потенциал в целях хозяйственного подъема Сибири и Дальнего Востока», – высказывает свою точку зрения премьер.

Главные составляющие отношений с Китаем, по мнению Путина, таковы: оказание друг другу поддержки на международной арене; решение сообща острых региональных и глобальных проблем; наращивание взаимодействия в Совете Безопасности ООН, БРИКС, ШОС, «двадцатке» и других многосторонних механизмах. «У нас закрыты все крупные политические вопросы в отношениях с Китаем, включая главный – пограничный. Выстроен прочный, оформленный юридически обязывающими документами механизм двусторонних связей.

Между руководством двух стран достигнут беспрецедентно высокий уровень доверия. Это позволяет и нам, и китайцам действовать в духе настоящего партнерства, на основе прагматизма и учета взаимных интересов. Созданная модель российско-китайских отношений весьма перспективна, – считает автор статьи. Главная же моя мысль – процветающий и стабильный Китай нужен России. И, в свою очередь, Китаю, уверен, нужна сильная и успешная Россия».

Европа

Путин предлагает двигаться к созданию от Атлантики до Тихого океана единого экономического и человеческого пространства – общности, называемой российскими экспертами «Союзом Европы». Это, по его мнению, укрепит возможности и позиции России в ее экономическом повороте к «новой Азии».

«Поразивший еврозону кризис не может не затрагивать интересов России – прежде всего с учетом того, что ЕС является нашим крупнейшим внешнеэкономическим, торговым партнером. От состояния дел у европейцев в значительной степени зависят перспективы развития всей глобальной экономической конструкции», – говорится в статье.

Премьер предлагает задуматься о более глубокой кооперации в сфере энергетики, вплоть до создания единого энергокомплекса Европы: «Важные шаги в этом направлении – строительство газопроводов «Северный поток» по дну Балтики и «Южный поток» в Черном море. После их полного ввода в эксплуатацию Европа получит надежную и гибкую, не зависящую от чьих-либо политических капризов систему газоснабжения, что позволит не формально, а реально укрепить энергобезопасность континента».

Автор статьи считает, что визовый режим, который сегодня существует между Россией и станами Европы, мешает подлинному партнерству. По его словам, отмена виз стала бы мощным импульсом для реальной интеграции России и ЕС, помогла бы расширить культурные и деловые связи, особенно между средним и малым бизнесом. «Угрозы для европейцев со стороны так называемых экономических мигрантов из России – большей частью надуманные. Нашим людям есть где приложить свои силы и умения у себя в стране, и таких возможностей становится все больше», – говорит Путин.

Россия в меняющемся мире

По мнению экспертов, в своей статье Владимир Путин четко обозначил роль России в мире в XXI веке. «По словам премьера, Россия стала достаточно сильной, чтобы играть в мировой политике собственную роль.

Времена, когда страна рассматривалась лишь как младший партнер Запада, закончились, – приводит РИА «Новости» слова директора центра по России и Евразии при Германском совете по внешней политике Александра Рара. – Особый интерес представляет его предложение помощи ЕС в решении существующих экономических проблем Еврозоны. Путин верит в идею общего европейского дома, который в его понимании должен быть основан на взаимном интересе и выгоде».

«Все события международной жизни – и арабскую весну, и ситуацию в Сирии, и отношения с возникающими новыми мировыми центрами – Путин рассматривает через призму внутренних российских отношений, позиционируя новую Россию в новом, меняющемся мире, – считает заместитель председателя комитета Госдумы по международным делам Андрей Климов. – С одной стороны, через внешнюю политику мы должны реагировать на внешние вызовы, с другой стороны – и это очень важно – занимаясь внешней политикой, мы должны ориентироваться на наши внутренние задачи. О них Путин говорил в предшествующих статьях. Таким образом, эта статья не просто о международном сотрудничестве, но действительно о России в меняющемся мире».

По мнению первого замсекретаря Президиума Генсовета «Единой России» Сергея Железняка, успехи и сложности в международной политике взаимосвязаны с достижениями и проблемами внутри страны: «Россия не воинственная страна, мы готовы на равных общаться со всеми. Премьерминистр подтверждает нашу приверженность многополярному миру, уважению к государственному суверенитету и соблюдению норм международного права. Мы против диктата отдельных государств и применения двойных стандартов».

Александр ОЗЕРОВ