Или история о том, как Симбирский центр спасения птиц стал пристанищем для измученного животного.
Многие помнят ту историю, когда в СМИ поступило сообщение: на реке зимой находится лебедь! Как он там оказался? Что стало с его здоровьем? И кто заботится сейчас о нём?
Одним из таких людей и оказалась жительница Ульяновска Галина Пилюгина. О том, как себя чувствует лебедь, чем можно помочь птицам зимой и почему не рекомендуется подкармливать голубей – об этом и другом в нашей беседе.
– Галина, расскажите подробнее о той истории с лебедем, которого вы в ноябре нашли и «приютили»? И как птица чувствует себя сейчас?
– О лебеде нам сообщили местные рыбаки Чердаклинского района, которые рыбачили на реке Урень. Они сказали, что на незамерзающих протоках находится лебедь. Мы стали постоянно ездить туда. Не могли понять, что с ним произошло. Даже советовались со специалистами московского зоопарка, почему эта птица осталась. Наступили сильные морозы, совместно с членами Союза охраны птиц России, Комитета по региональному государственному экологическому надзору Ульяновской области прорубали полынью, чтобы лебедь мог плавать, постоянно подсыпали ему пшеницу, овощи. Но мы стали замечать, что он слабеет, начинает заболевать. А однажды лебедь был совсем слабый, полынья вся затянулась, и мы решили, чтобы он не замерз окончательно, забрать его в Центр спасения диких птиц. Хотя, конечно, мероприятие было довольно рискованное. Было неизвестно, что с ним, как он себя поведет, как будет ему в неволе. После прибытия лебедя сразу же обследовал ветеринарный врач. В итоге, было выявлено несколько инфекционных заболеваний, обычных для ослабленных птиц. Также при последнем рентген-снимке обнаружилось, что в эту птицу стреляли. В теле было несколько дробин, и наиболее опасные дробины находились в брюшной полости. Сразу стало понятно, почему птица так плохо ела обычные для лебедей корма.
Некоторое время лебедь содержался у нас, но мы видели, что он ослаб окончательно и направили его под наблюдение ветврача. Теперь лебедь в Димитровграде, в клинике. Птице делали поддерживающие системы, перевели на питание вареной кашей с мясом. Сейчас лебедь пошел на поправку, что нас очень радует.
– А давно вы помогаете птицам? Давно работаете на станции юннатов?
– В старших классах я посещала орнитологический клуб «Орлан», в котором преподавали Олег Викторович Бородин и Светлана Львовна Смирнова. Они воспитали целую плеяду ульяновских орнитологов. И наряду с изучением, ульяновские орнитологи еще тогда столкнулись с проблемами спасения диких птиц. Ну и я начала помогать им в уходе за птицами.
– То есть ваша любовь к птицам берет свое начало из детства…
– Не только к птицам. И к животным, растениям, насекомым. А птицы… наверное, они своей свободой, своей красотой особо понравились.
– А дома у вас есть птицы?
– Дома у меня были птицы, но условия городской квартиры для них довольно-таки непригодны, и сказываются в первую очередь на здоровье птицы. По несколько дней у меня передерживали совят, (которых реабилитировали в природную среду), небольшой соколок тоже жил дома.
– Я так понимаю, вы умеете даже лечить птиц?
– Операции я делать не умею, но осмотреть птицу на наличие переломов могу. По образованию я не имею отношения к ветеринарии. Но какую-то доврачебную помощь оказать постараюсь.
– Сколько раз в день вы кормите птиц в Центре?
– На данный момент у нас только хищные птицы, и их достаточно кормить один раз в день. Когда лебедь будет находиться у нас после лечения, здесь, конечно, присматривать надо будет чаще, два-три раза в день.
– Домашним животным обычно придумывают имена. А есть ли имена у питомцев Центра спасения диких птиц?
– У тех, кто у нас находится постоянно, так как мы уже знаем их повадки, есть небольшие клички. Допустим, у орлана-белохвоста кличка «Мальчик». Он такой стеснительный, можно сказать, робкий…
– Говорят, собаки самые преданные и отзывчивые. А птицы отвечают взаимностью?
– У птиц немного другое поведение. Они привыкают к человеку, который постоянно с ними находится, кормит, чистит вольеры. Но какой-то большой привязанности нет. Хотя у соколятников, беркутчей есть свои легенды на этот счет.
– Эта зима выдалась достаточно холодной. Как себя чувствуют в такую погоду птицы, и что может сделать каждый человек для помощи пернатым?
– Им так же трудно в эти дни, как и людям. Главное затруднение для птиц – найти подходящие корма. Мороз не так страшен, если птица сыта. Самое простое, что можно сделать – кормушку! Подсыпать туда можно семена подсолнечника, арахис, класть сало. Все должно быть нежареное и несоленое.
– А хлеб можно сыпать?
– Хлеб и зерно хорошо клюют воробьи, голуби. Но у нас сейчас в городе такая ситуация (да и в других некоторых городах), в частности с голубями, что их очень много, и они разносят различные инфекции. Если горожане увидят какого-то голубя, который мало двигается, забился в уголочек, его нельзя трогать ни в коем случае. Особенно детям. Такие больные птицы разносят болезни, которые почти никак не лечатся и могут передаваться человеку. Это не значит, что птиц надо уничтожать. Нам надо просто закрывать помойки, не подкармливать стихийно птиц, как это делают бабушки. Это привлекает больных птиц, которых, в свою очередь, поедают городские животные: кошки, собаки… В некоторых городах Европы уже существуют законы, запрещающие вот так подкармливать голубей.
Если жалко животное – возьмите его себе, а подкармливая его на улице, мы только умножаем число бездомных больных животных.
– Если кто-то из ульяновцев найдет на улице покалеченную птицу, он может принести ее в ваш Центр?
– Конечно, обращайтесь к нам в любом случае.
Алена Абрамова