В ГИБДД всерьез обеспокоены ростом числа ДТП с участием пешеходов, особенно совершаемых на пешеходных переходах. Чтобы исправить ситуацию, автоинспекция предлагает обеспечить освещением «зебры», а также «засветить» самих пешеходов, обязав их носить светоотражатели, так называемые фликеры.

По данным Госавтоинспекции, в прошлом году в России произошло более 66 тысяч дорожных аварий с участием пешеходов, в которых погибло почти девять тысяч человек, и более 61 тысячи получили ранения. Особую тревогу вызывают аварии на пешеходных переходах. За прошлый год рост таких происшествий составил 3,6 процента. Еще более серьезный рост таких ДТП в 2011 году произошел в Ульяновской области: на пешеходных переходах совершено 94 ДТП, связанных с наездом на пешеходов, в которых погибли трое и получили ранения различной степени тяжести 94 человека.

В каждом третьем случае пешеход оказывался под колесами машин из-за неудовлетворительных дорожных условий.

Чаще всего на переходе отсутствовали дорожная разметка, знаки или освещение, в местах перехода имелись ледяные валы. Как отмечают в ГИБДД, 70 процентов пострадавших пешеходов были сбиты в темное время суток или в условиях недостаточной видимости. Отсюда первое предложение – обязать местные власти осветить все «зебры» в городах и поселках. Для этого предлагается повсеместно устанавливать фонари, питающиеся от солнечных батарей. В Ульяновске эта технология нашла применение лишь в случае с двумя дорожными знаками «Пешеходный переход» со светящимся контуром, которые были установлены в конце прошлого года на улице Кирова, у здания областного тубдиспансера.

Однако в качестве эталона пешеходного перехода в областной ГИБДД называют «зебру» на проспекте Олимпийском, где зона пешеходного перехода продублирована над проезжей частью дороги дорожными знаками, имеющими внутреннюю подсветку, а также осуществлена дополнительная верхняя подсветка пешеходного перехода флуоресцентными подвесными светильниками. Однако рассчитывать на то, что в ближайшее время в муниципальных бюджетах на всю эту «красоту» отыщутся миллионы, не стоит. Поэтому пешеходам предлагают и самим позаботиться о своей безопасности. Предлагается обязать носить всякие фликеры. Причем сделать это не рекомендацией, как сейчас, а обязанностью. Правда, признают в ГИБДД, предварительно необходимо наполнить ими рынок – они должны продаваться на каждом шагу.

Еще дальше в этом плане предлагает пойти Федерация автовладельцев России (ФАР), а именно обязать родителей одевать своих детей в световозвращающие жилеты, контроль за этим возложить на учебные заведения, а так-же вовсе запретить переход улиц детям до 12 лет без сопровождения взрослых.

В ГИБДД считают, что переход необходимо выделять не только зрительно. Например, приподнять его над асфальтом сантиметра на три-четыре. Чисто инстинктивно водитель сбросит скорость. Перед переходом необходимо устанавливать шумовые полосы.

Автомобилисты предлагают увеличить штрафы для нарушающих ПДД пешеходов, уравняв их ответственность с водителями. Ведь сейчас, например, за переход на красный свет пешеход будет оштрафован на 200 рублей (пьяный пешеход при этом заплатит от 300 до 500 рублей). И то, если инспектору удастся установить его личность. При этом водителю за проезд на красный свет или за непредоставление преимущества пешеходу на «зебре» грозит наказание в 1000 рублей, а за управление машиной в пьяном виде и вовсе можно надолго лишиться своих прав.

Так или иначе, эксперты отмечают постепенно нарастающее противостояние пешеходов и водителей. Пренебрежение правилами и взаимное неуважение все чаще приводят к дорожным конфликтам, а порой имеют трагический конец.

Вадим Пилюков